Каждый, кто даёт профессионально уроки БИ, может столкнуться со следующей проблемой — возможна ли подготовка человека к самообороне без всяких специальных техник, тренажёров и ката? Ваш подопечный говорит: " Мне не нужно ваших супер — растяжек до потолка, всяких ката и экзотических видов оружия, включая мечи, шесты и всё такое, что нельзя носить с собой". Таким образом, вы оказались лицом к лицу с ситуацией, в которой следовало отбросить всё "не нужное" и научить человека побеждать в реальных схватках.
Или, для примера, вам предлагают взять ещё маленького ребёнка и попробовать сделать из него "бойца".
В чём единство и в чём противоположность этих ситуаций? Единство в том, что люди желают овладеть техникой единоборства, приносящей им реальный положительный результат. Противоположность — в том, что один хочет достичь этого в крайне сжатые сроки, полагаясь на свой ум, другой — рассчитывает на длительный период работы с его ребёнком.
Давайте несколько усложним ситуацию тем, что данные требования выдвинуты вам одновременно, и работать вам придётся параллельно.
Сразу же возникают вопросы — каким образом вы будете строить учебный процесс? По единой ли методике следует проводить обучение? На что следует обращать внимание в первую очередь?
Не забывайте, что оба клиента выдвигают одно требование — умение победить в реальном поединке.
Начнём с вопроса — было ли у древних воинов, проводивших свою, и так не долгую, жизнь в походах, странствиях и битвах, время на какую-то специальную подготовку? Ведь не было никаких специальных тренажёров, которыми сейчас напичканы спортивные залы, не было никакой возможности всё это возить с собой по местам сражений. Как же они готовились? На что, в первую очередь, обращали особое внимание при подготовке? Осознав хотя бы эти моменты, можно ещё больше приблизиться в понимании истинности воина.
Сначала, очевидно, следует чётко осознать основную задачу воина — для того, чтобы выжить в поединках, следует добиться совершенства техники, психологической устойчивости и неожиданности (может быть, нестандартности) технических приёмов.
Совершенствование технического мастерства. Зависит, в первую очередь, от упорства самого бойца, от его трудолюбия и настойчивости, а также желания подольше пожить.
При работе с детьми совсем не обязательно объяснять им строение и законы Вселенной. Они всё равно пока что не поймут этого. Им всё следует преподносить в виде игры. Играя, дети не устают, и запоминают практически всю информацию, полученную в игре.
Что такое игра? Это стремление добиться определённой цели. При этом играющие дети не задумываются, как они это делают. Они просто живут в этом процессе и стремятся к победе.
Если же обучение начинается в более зрелом возрасте, то тут многое уже зависит от труда и упорства самого занимающегося. Если учесть тот факт, что не всегда будущий мастер был образован (поскольку рос и воспитывался в какой-нибудь глуши, или джунглях), то его технический рост можно объяснить, его личным трудом, использованием самых простых "специальных" снарядов-тренажёров, и количеством поединков. При этом в тренинге желательно также использовать элемент игры. Эта игра должна быть максимально приближена к единоборству. Например, отработка приёмов в захватах и освобождении от них. При этом не ставится задача — освободиться определённым приёмом — просто в процессе борьбы следует освободиться от заданного захвата соперника. Следующий этап — эта же техника, но на большей дистанции. Только постоянно практикуясь, используя свои знания и умение, можно двигаться вперёд. (Поэтому, на тренировках следует, как можно чаще менять своих партнёров, чтобы осваивать технику более разнообразно, чтобы понять её смысл, а не учиться "справляться" со своим товарищем).
Далее, все люди воспринимают окружающий их мир по — разному. Одному бывает достаточно сказать слово, другому — просто показать один раз движение, третьему — дать какой-либо образ. И человек начинает делать эту же технику, но уже более правильно, более естественно. Поэтому, даже в рамках единой тренировки в общей группе, следует использовать индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Именно такой подход использовали старые мастера, готовя следующее поколение мастеров.
Психологический тренинг. Упражнения, связанные с природой — может быть, это именно техника с первоэлементами. Сразу следует отметить, что занятия на природе качественно отличаются от занятий в спортивном зале. Прозанимавшись, например, всё лето где-нибудь на даче или в деревне, а осенью вернувшись в спортивный зал, вы почувствуете существенную разницу в объёмном восприятии — зал будет казаться вам очень маленьким для вас. Это и будет результат воздействия на вас природных элементов. Вы выросли за это время, внутренний ваш резерв значительно возрос. А почему бы не попробовать тренироваться самостоятельно на природе в условиях осени и зимы?
Каждый комплекс с природными элементами короток при тренинге. Это только лишний раз подчёркивает исключительность данной техники и её воздействие на практикующего. Ещё больше оттачивается техническое мастерство. Но при этом очень высока эффективность этих комплексов упражнений. Не требуется специальных условий, кроме специального психологического настроя на достаточно продолжительный период многих лишений и ограничений в своей жизни.
Отметим тот факт, что ни в коем случае нельзя рассматривать систему первоэлементов в разрыве (по отдельным частям). Данная система, являясь составной частью природы, может существовать только в Едином, равновесном состоянии — в гармонии. Если этот баланс нарушается, возникают сначала неприятности в вашем окружении, затем уже ваши личные неприятности и болезни. Далее, следуют смерти ваших очень близких и дорогих людей. Ну, а затем, уже и ваша очередь…. И всё это только из-за того, что сам практикующий хотел показать другим своё "величие" и "значимость". Для того, чтобы быть великим, следует взять на себя ряд обязательств. Величие — это не привилегия, это обязанность и ответственность перед людьми. Для этого следует быть готовым как физически, так и морально.
Существует специальный психотренинг — "возврат в детский образ". Это положение следует понимать следующим образом — начните играть — войдите в определённое состояние восприятия мира — состояние знакомства и познания, состояние соприкосновения и контакта, когда радуешься любому открытию, любой встрече, всему — ещё тобой не познанному, всему — что ещё предстоит познать.
Особенности технических и тактических действий. Именно этот раздел и раскрывает манеры ведения боя, секреты техники и специальной подготовки (хитрости и уловки).
Отметим тот факт, что мастер из прошлого времени, готовящий ученика, не был заинтересован ни зарплатой, ни медалями, ни званиями своего подопечного. Его интересовало только то, насколько полно ученик смог проникнуть в суть его Учения. Если мастер брал себе ученика, то и вкладывал в него всё, что знал сам. Недолгий срок жизни мастеров БИ обязывал их трудиться так, чтобы передать информацию своему последователю в очень сжатые сроки. Как убедить молодого человека в том, что эта техника необходима ему в его дальнейшей жизни? Такой вопрос практически никогда не стоял перед настоящим Мастером, будущие ученики сами искали Наставника. Нисколько не сомневаюсь, что именно так обстоит дело и в настоящее время — те, кто нуждается в Знаниях, сами ищут Источник этих Знаний, или их Носителя.
Какими примерами мог оперировать тогда Мастер? Естественно, что примеры брались из природы. Вот это существо побеждает другое. А то, в свою очередь, побеждает третье. Таким образом, и осуществляется борьба за жизнь — одних мы можем победить заведомо, другие — могут победить нас. Значит, мы должны искать более эффективные способы нападения и защиты, способы маскировки — методы выживания.
Постоянные наблюдения за животными, пресмыкающимися и птицами, обитающими в данной местности, и давали пищу для таких размышлений. В результате, может быть, именно таким образом и создавались стили животных.
Общение с другими мастерами, в большей части — поединки, позволяли (в случае положительного исхода схватки) думающим мастерам делать правильные выводы и обогащать свою технику другими элементами, создавая переплетение стилей и техник. Такое переплетение часто давало возможность одерживать победу, особенно, если использовались абсолютно противоположные техники (например, силовая техника и мягкая, быстрая и плавная — наилучший пример сочетание принципов змеи и принципов птицы). Как пример могу привести технику Мастера У Таунг Дина — сочетание "различных" техник в реальном поединке — комбинаторика — противнику очень трудно определить стиль и его внутреннюю составляющую, если они постоянно меняются, при этом вы и сами не знаете, что и какую технику будете использовать в следующий момент, всё происходит на уровне чувств и ощущений. Как можно предугадать действия того, кто и сам не знает, что будет делать в следующий момент?
Наиболее вероятно, что мастера встречались в смертельных поединках не из-за личных проблем между собой, а из-за проверки своих идей и теорий боя. Ими двигало стремление усовершенствовать технику и тактику боя, а не утверждение лично себя, как непобедимого бойца. Хотя, очень может быть, что были и такие. Но, уверен, их было значительно меньше, чем истинных Мастеров, думающих о тех, кто будет использовать их Знания в Будущем. Именно поэтому следует дорожить опытом, передаваемым нам от старых Учителей, именно путём прямого контакта, а не через книги. Таких Учителей становится всё меньше и меньше, и скоро нам придётся встать на их место, а затем, уже и нашим последователям. Да, время течёт быстро. Поэтому и трудиться приходится очень быстро, чтобы потом, оказавшись на месте своего Учителя, быть достойным этого положения и иметь в себе мужество продолжить его дело.
Итак, наблюдения за животными, ведущими естественный образ жизни, подчиняющийся законам природы, способствовали созданию различных стилей БИ. Внимательному и наблюдательному исследователю уже не надо было ничего придумывать. Оставалось только творчески переложить эти принципы на движения человека. Таким образом, такие стили были самыми естественными, если человек мог применить их к себе, постепенно усовершенствовать и передать своим последователям. Постепенно стиль становился всё более приспособленным к жизни и борьбе людей, поскольку применялся уже большим количеством людей в их среде обитания.
Именно, следование зову и законам природы позволяло выживать в реальной борьбе за жизнь.
В настоящий момент, когда БИ практически потеряли своё основное предназначение и превратились в спорт, шоу, бизнес, — стилизованные манеры боя выглядят экзотическими движениями, более пригодными для кино, а не для реальной схватки, не представляющими никакой реальной опасности. Но это мнение ошибочно. Конечно, это зависит и от того, кто данную технику практикует и передаёт другим. В исполнении одного " инструктора" это выглядит смешно и картинно. Другой же — одним движением заставляет вас понять, КТО стоит перед вами и ЧТО стоит за ним.
Естественно, что, живя в современном обществе, следует придерживаться правил поведения, но при этом очень важно сохранять свою индивидуальность и индивидуальность стиля — следовать Традициям практикуемого направления.
Наполните свои движения духом Старых Мастеров, Духом боевых искусств, возьмите в руки настоящее оружие и начните делать эту технику, не торопясь, а, ощущая каждое движение своего тела, уверен, что многие из вас уже после недолгой практики почувствуют истинный вкус боевого мастерства и смогут откорректировать свой дальнейший Путь.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
Почему люди, живущие в джунглях, были более реальными мастерами БИ, чем Мы, современные, образованные, имеющие массу информации?
Написать ответ
81 От : anavrin
2004-06-09 23:27:53
А почему Вы утверждаете, что " люди, живущие в джунглях, были более реальными мастерами БИ"? Это далеко не очевидно, хотя я все же соглашусь.
Жили они по законам природы, об их мировосприятии написаны тома книг, только на чтение которых удет вся жизнь.
Что для нас экзотика, то для них — очевидность.
И еще. В статье говорится о поединках первобытных мастеров. А кто их видел этих мастеров?
Написать ответ
82 От : Афа
2004-06-11 16:28:54
Во-первых, они практиковали Искусство для своего выживания, идля выживания своей семьи и рода. Для чего практикуют БИ многие современные люди? Амбиции, известность, деньги, популярность.... .
Дело вовсе не в законах природы, а в их понимании и умении приспособиться к согласию с этой действительностью.
Во-вторых, их никто не видел, но, почему-то все знают. А кто знает "современных мастеров"? Ответ — только те, кто занимается в их группах.
Очевидно продолжение темы -" Мастер — это признание профессионалов" ( это в современном варианте).
У воинственных народов, единоборства всегда были образом жизни, который с течением времени накладывал свой отпечеток на психологию людей. Да, безусловно, такие люди были реальными бойцами — практиками, среди которых выживали либо сильнейшие, либо более искусные, которые в дальнейшем совершенствовали боевое искусство. Реальность боевого искусства имеет психологическую основу. Именно психология во многом определяет мастерство конкретного бойца, например, способностью противостоять более сильному физически человеку. А техника, является способом или методом достижения победы. В настоящее время, когда предназначение БИ, как искусств убивать, в основном, потеряло свой смысл, то приоритеты сместились в сторону , если можно так выразиться, внутренней работы, или совершенствования. Но психология БИ остается доминирующей, в процессе обучения. Способность добиваться победы, или бороться до конца нужна не только в спорте, но и в обычной жизни, чтобы реализовать себя, и помогает этому изучение боевых искусств.