В Школе Мастера У Таунг Дина, кроме различных направлений боевых искусств, практикуются и стилевые техники. Основные стили отображены на картине, находящейся в зале Мастера — это тигр, дракон, змея, птица и леопард.
Тигр и леопард — это ориентир на шанские техники, поскольку семейство кошачьих пользуется у шанов большой популярностью. Как известно, культ кошачьих присутствует у многих народов, живущих в горах (это охранники храмов).
Дракон — это, по всей вероятности, дань великому Мастеру Морихею Уесибе.
Змея и птица — отражение философии народностей, пришедших в Бирму через Китай, и впитавших в себя часть китайских традиций.
В самом начале следует сразу же поставить перед собой вопрос: зачем всё же существуют стили? Всем понятно, что человек умнее животных и птиц, манеры и повадки которых он пытается повторить в стилевых техниках. И всё же, многие высококлассные бойцы предпочитают разучивать технику именно в стилевом направлении, постигая систему в общем, а не отдельные, на чей-то взгляд, эффективные приёмы. Вопрос кажется сложным, но ответ достаточно прост — животный мир гораздо ближе в наше время к природе, чем сам человек. Интуитивные начала развиты у животных значительно лучше. Многие действия, которые боец старательно разучивает на тренировках, у животных являются просто рефлексами. Так вот, изучение стиля — это не опускание себя до уровня животного или птицы, это способ развития интуитивного начала, рефлексов, чувства предугадывания и понимания действий других субъектов, понимание природы и природных явлений именно на уровне интуиции. В бою следует не столько думать, сколько чувствовать. Спортивный поединок может приветствоваться, как способ развития интуитивного предугадывания действий соперника. Реакция ума и рефлексов стремятся к единой точке во времени. Вот для этого и следует разучивать стили различных животных и птиц.
В настоящий момент мы рассмотрим стиль змеи.
Что необходимо знать о змеях. Эти животные могут жить в различных средах обитания (на суше, в воде, на деревьях). Они приспособлены к жизни практически во всех климатических условиях. Могут ползать, плавать, летать (с дерева на дерево). (Более подробно о змеях можно прочитать в части3 — "описание характеристик змей").
Что известно на сегодняшний день о стиле Змеи, практикующемся в Школе Мастера УТД. Данная техника изучалась мной под руководством Г.В. Попова. Позднее, некоторые особенности техники были уточнены Мастером У Кхин Хлайном и Главой Школы Мастером У Нюнт Дином. Вот основная информация от Г. В. Попова.
Существует (изучается) 5 видов змей. Очевидно, это пять основных техник данного стиля: техники "голова удава", " прыгающая змея", "хвост питона", " стоящая змея" (кобра) и техника "парные змеи".
"Голова удава" — сильные, проламывающие удары. Руки сложены вместе, образуя своеобразную "голову". Очень многофункциональная форма рук — удары, захваты, удушения, при этом используется в разных плоскостях, позволяя очень эффективно защищаться.
Техника удушений используется как воздействием на горло, так и воздействием на туловище (воздействие на диафрагму — при обхвате корпуса сзади, воздействие на позвоночник — при обхвате спереди).
При использовании техники удушений "голова удава" должна применяться только для того, чтобы парализовать дыхание. Данная техника очень эффективна при взятии противника в плен.
"Хвост питона" — сильные, захлёстывающие защитные техники. Очень эффективны в работе против холодного оружия. При атаке по определённым зонам позволяют мгновенно обезоружить противника. По-другому, данная техника может называться техникой "обжигающих ударов" — противник чувствует очень сильное жжение в месте контакта. Связано это с особенностью самок удавов, при насиживании кладки повышать свою температуру тела на 15 градусов.
"Прыгающая змея" — техника, основанная на мгновенном переходе от блока к атаке. То есть, используя силу атаки противника, блок перерождается в мощнейшую и очень быструю атаку. Нет разделения на блок и удар — это практически одно движение.
"Стоящая змея" — техника, имитирующая повадки кобры. Это очень быстрые движения, направленные в основном, как в определённые точки, так и уязвимые зоны человека, которые трудно прикрыть накаченными мышцами (глаза, горло, пах, болевые зоны на внутренних поверхностях рук и ног). Также, имитация поражения уязвимых точек (змея, делающая ложный выпад, без применения яда) должна вызывать у противника рефлексивные движения, зная которые, вы можете программировать свои действия.
"Парные змеи" — предполагает активные действия сразу двумя руками. Таким образом, производится одновременная двойная атака на различных уровнях, что, естественно, создаёт для противника проблемы в блокировании сразу же двух атак. При этом обе атаки могут быть активными, или одна может быть ложной. Но при этом обе производятся одновременно. И в том, и в другом случае, это создаёт неудобства в поединке против данной манеры боя. Требуется очень подготовленное тело, поскольку техника двойных атак основана на резких скручивающих (рывковых) движениях корпуса. Без специальной подготовки эта техника не приносит результата, а только приведёт к травме позвоночника.
Обилие материала, передаваемого нам Г.В.Поповым, начало отрицательно сказываться — в голове начиналась самая настоящая "каша". Теперь-то это понятно, что тогда Учитель готовил нас к чувствованию стиля Мастера У Таунг Дина. Обилие техники, её (на первый взгляд) полная несовместимость, сочетание современных видов оружия и старых стилей — всё это порождало в наших умах (точнее, в моём) чувство протеста, поскольку вся техника была безумно интересна и её было так много. Но как всё это запомнить?! Вот именно это и раздражало меня. Чувство и ощущение техники придут ко мне позже, сейчас же было важно всё запомнить и отработать. Но разве возможно отработать столько "разной" техники? Вот поэтому я систематизировал всю информацию, полученную от Учителя, следуя естественному европейскому подходу — должна быть чёткая, осознанная система, по которой можно тренироваться этап за этапом.
Вот что из этого получилось. Для примера манеры ведения боя были связаны с положениями рук и основными восемью направлениями.
Перечислю эти манеры ведения поединка по стилю Змеи:
0 — центральное положение — "маска";
1 — "парные змеи";
2 — "расправленные крылья";
3 — "маска перед лицом";
4 — "стоящая змея";
5 — "крест над головой", "крест на горле", "крест внизу";
6 — "голова удава", "встречающиеся змеи".
В настоящее время чисто внешне данные манеры ведения боя практически не претерпели никаких изменений и сохранены в том виде, который был передан мне Мастером Г.В. Поповым. Но изменилась их внутренняя составляющая, позволившая наполнить эти техники их животным стремлением к выживанию. В результате этого, техника стала ещё более эффективной и действенной — умение ждать (выжидать), чтобы выжить.
Если использовать эти манеры в поединке, то можно увидеть во время спарринга характерные для Школы черты. Да, спортивное направление очень часто стирает принятыми правилами ведения поединка лицо Школы, придавая всем участникам усреднённый вид. Понимая, что от этого только больше вреда, чем пользы, мастера боевых искусств часто осуждали спортивные поединки. Этой же точки зрения придерживался и мастер У Таунг Дин.
Но молодые ученики, понятное дело, рвались в бой, чтобы всем доказать ….. Что, будучи молодыми, мы стремимся доказать другим? Преимущество нашей Школы, стиля, того, чем мы занимаемся? Нет, конечно. Мы стремимся доказать другим свою значимость, свои амбиции, своё стремление, увлечённость. Плохо это? Нет, конечно, если при этом мы не оскорбляем других, чтим корни и, естественно, действительно хотим в этом направлении кое-чего достичь, чтобы потом свои знания и свой опыт передать тем, кто пойдёт за нами.
Мастер У Таунг Дин говорил своим ученикам: " Если проиграешь, назад не приходи". Кажется, что это жестокое решение по отношению к ученику. Но посмотрите на это с другой стороны — такое решение Мастера направляло ученика на то, чтобы он думал, прежде всего, о Школе. Готов ли ты представлять Школу? Кто тебе дал такое право? Почему ты сам решил, что уже готов к этому? Поэтому, даже те, кто пришёл на поединки из-за личных проблем, чтобы остаться в Школе, думали в бою уже не о себе. Может быть, в этом кроется успех учеников Мастера?
Описание схемы.
Основной крест составляют 2-ое и 5-ое положения, образующие горизонтальную и вертикальную линии. Эти положения позволяют защищать вертикаль при помощи соединённых рук (3 положения — 3 дан-тьена) и горизонталь — при помощи техники "расправленных крыльев". Связующим элементом является положение "маски" (более подробно это положение было описано в альбоме "Сань-Хуан-Фа"). С тактической точки зрения, в процессе поединка появляется возможность часто менять манеры, что создаёт определённые неудобства для соперника.
Дополнительные положения 1, 3, 4 и 6 расположены по диагоналям и являются как самостоятельными формами, так и переходными между формами основного креста.
Это самая простая плоскостная схема, по которой можно, используя фигуры круга или квадрата, менять манеры ведения поединка. Причём, изменения происходят по определённым правилам, зашифрованным в вышеприведённой схеме.
Принцип трёх плоскостей — это один из важнейших принципов в практике единоборств. Пользуясь этим принципом, можно соперничать с противником, не взирая на его гораздо лучшие физические данные. Воздействуя на соперника по принципу 3-х плоскостей, мы достигаем постоянной смены направлений приложения силы. А это приводит к тому, что нарушает равновесие соперника и ставит его всё время в неудобное для атаки положение. Очень наглядно этот принцип иллюстрируется в разделе "освобождения от захватов". При этом достигается достаточно большая скорость выполнения приёма и значительно увеличивается его эффективность.
Не следует забывать, что фигура, образованная тремя окружностями (см. пространственную схему), является шаром.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.