Это одна из основных техник в Школе Мастера У Таунг Дина. Данная ката была передана чемпионом Мьянмы по контанктным боям, Мастером У Мюнт Тейном (U Mynt Thein).
Движение 1. Выпад вперёд с обнажением меча и контратакой снизу.
Делаем выпад вперёд, в сторону противника, правой ногой. При этом движении следует вытаскивать меч из ножен. Существуют два способа выполнения данного приёма: с проворотом ножен на 180 градусов и без проворота.
На что следует обращать особое внимание. Стойка — при выпаде вперёд стопа впередистоящей ноги (правой) должна быть направлена также вперёд. Колено левой ноги — полностью выпрямлено, бедро напряжено, иначе при обнажении меча можно поранить самого себя, или провалиться вперёд.
Корпус — наклонён и развёрнут правым плечом вперёд. Это положение позволяет уменьшить степень поражаемости, поскольку "мишень" стала меньше и изменилась дистанция. Так что противнику созданы условия, на которые он не рассчитывал.
Правая рука вытаскивает меч, левая — придерживает ножны. Движение меча направлено вниз, что несколько убыстряет время его обнажения.
Рука, вытаскивающая меч (правая) останавливается на уровне колена (как в базовой технике). После этого начинается "свободное" (или "обнажённое") движение меча снизу вверх до горизонтального положения. Это положение обеспечивает тот момент, что меч при обнажении не соприкоснётся с землёй, и не потеряет своей скорости.
Возможное применение. При атаке противника ударом сверху, делаете быстрый выпад в его направлении и атакуете ударом снизу по рукам.
После этого следует сильно оттолкнуться правой ногой и занять высокую, но узкую, позицию, выйдя из зоны меча противника. Меч противника может падать (при нанесении успешной контратаки), поэтому следует, используя принцип "маятника", откачнуться назад на левую ногу. Это уже будет следующее движение №2.
Движение 2. "Маятниковая" откачка с подтягиванием меча.
На более продвинутых этапах эти два движения не стоит разделять, а выполняйте их как единое целое. Ритм — быстрый и длинный выпад в горизонтальной плоскости, и сильный возврат с движением в вертикальной плоскости. Выпад — выдох, возврат — вдох.
В этом положении стоит успокоиться, восстановить дыхание и оценить ситуацию.
Рекомендация. Тренировать эти движения как одно с длинной булавой "indian club". Это позволит более детально понять принцип дыхания, правильное использование физической силы и напряжения необходимых мышц.
Движение 3. Подшаг с ударом мечом сверху.
Движение начинается с впередистоящей ноги (правой). Быстро, напористо, с целью — заставить противника отступить назад.
Позиция узкая, вытянутая вверх — бёдра сжаты. Сейчас мишень (то есть Вы) очень неудобная — высокая и узкая.
Движения 4-9. Перемещения в позиции "всадника" (парные влево и вправо).
Движения парные, то есть два движения в одном направлении, два — в другом. Это чисто тактический манёвр. Вы имеете реальную возможность "уделить внимание" одному противнику только на два счёта. Если на счёт "три" вы не обернётесь — то реально проиграли бой, противник не упустит такую возможность.
Помните о такте "три" — это то, что ведёт вас к победе. Неумение использовать ритм в бою — 100%-ный проигрыш.
Вы ведёте поединок против нескольких противников. В данный момент два активных противника находятся слева и справа от вас. Атакуя одного из них, вы разрываете дистанцию от другого. Он преследует вас. Шаг, второй — он готов к победе, поскольку это уже его третий шаг. И вдруг.... вы уже двигаетесь ему навстречу. Он никак не готов к такому повороту событий. Он в панике. Даже, если допустить, что он сумел среагировать на ваш финт и отступил, то у него весьма мало реальных шансов на выживание — вы двигаетесь осознанно и, значит, значительно быстрее. Двойной шаг, двойная атака — в результате противник поражён.
Обратите внимание — всё тот же "принцип маятника", только уже двойной.
Движение 10. Выход в позицию готовности.
Вы двигались влево и вправо, атакуя противников, находящихся по бокам. В данный момент от противников, находящихся спереди и сзади вас, защита была только за счёт перемещений.
На что следует обратить особое внимание. Выход в позицию готовности вновь изменяет вашу конфигурацию — с растянутой и низкой, до узкой и высокой. Таким образом, даже грамотное использование позиций позволяет вам повысить степень своей выживаемости.
Также, не стремитесь приподнимать конец меча резко в вертикальном направлении. Ведите его более горизонтально и более плавно, направляя на горло противника. Это позволит вам контролировать гораздо большую область (дистанцию: длина меча является величиной постоянной, а угол наклона — величина переменная. Чем острее угол, тем больше контролируемое расстояние до противника).
А также, движение меча под более острым углом позволит избежать соприкосновения с руками противника, и сразу же контратаковать его в более поражаемую область — шею.
Движения 11-17. Комбинация шагов: "подшаг-шаг-разворот подшаг-шаг-разворот- подшаг" с ударами мечом сверху.
Первый замах мечом делается по центральной линии. На вдохе поднимаем меч над головой таким образом, чтобы образовалась единая прямая линия: сзадистоящая нога (левая, в данном случае) — корпус — поднятые руки. На выдохе опускаем меч до горизонтального положения и одновременно делаем подшаг правой ногой, левая нога подставляется, сохраняя устойчивую позицию. Вес полностью перенесён вперёд на выпрямленную правую ногу. Левая нога — в конечном положении подсогнута в колене.
На что следует обратить особое внимание. В этом движении очень важно — длина подшага и шага — должна быть не очень большой. Связано это с тем, что узкая позиция (имеет небольшую площадь опоры) позволяет активно использовать центр тяжести. В результате происходит как экономия сил, так и возрастает скорость передвижения, что в технике меча очень важно.
В тот момент, когда вес тела был перенесён на правую (выставленную вперёд) ногу, делаем новый замах и с шагом левой ногой производится атака сверху.
Отметим следующее в этом движении: замах производится через сторону. При этом используем следующий принцип — какой ногой шагаем, с той стороны и бьём. Замах производится со стороны выставленной вперёд ноги. Объясняется это достаточно просто: правая нога спереди, расположена к противнику ближе, чем левая. При замахе мечом по центральной линии она остаётся без прикрытия и может быть атакована. В этом случае замах выполняется через сторону, прикрывая правую ногу. И, шагая левой ногой вперёд — удар наносится сверху-слева.
Оставляем меч направленным на противника, а корпус быстро разворачиваем на 180 градусов. Принцип разворота — "по треугольнику" — позволяет сохранять устойчивую позицию, а также — смещаться с первоначальной линии движения. При этом левая нога является осью вращения. Меч при этом оказывается уже занесённым для следующей атаки.
Далее комбинация повторяется.
Возможное применение. Бой ведётся против нескольких противников. Поэтому следует не стоять на месте, а максимально быстро перемещаться. Здесь используется короткий шаг в комбинации с подшагом и разворотом. То есть, по одному противнику наносим два удара и сразу же разворачиваемся со смещением с линии атаки на второго противника. Не следует делать на первого третий шаг — его напарник может легко вас опередить. Поэтому используется только двойная атака и контроль с разворотом, и комбинация повторяется только уже на второго. Таким образом, есть возможность применять эту тактическую особенность в поединке с несколькими противниками.
Движения 18-20. Вращение по часовой стрелке.
Шагаем вперёд левой ногой. При этом, выдвигая вперёд левое плечо, уменьшаем свою площадь возможного поражения (становимся "плоскими"), а также маскируем положение левой стопы, облегчающей вращение всего корпуса. Меч направлен по линии движения. При движении на противника, меч следует провернуть вдоль оси.
Приближаемся к противнику левым боком, используя левую ногу, как ось. "Маятниковый шаг" в скрещенной позиции — создание максимального скручивания всего тела. Далее, вращение по часовой стрелке на 360 градусов всё на той же осевой (левой) ноге, и горизонтальная атака мечом по часовой стрелке. Далее вес переносится на правую ногу — позиция скрещенная, узкая, бёдра сильно сжаты.
Движения 21-23. Вращение против часовой стрелки.
Используя правую ногу, как ось вращения, поворачиваемся к противнику правым боком. При этом меч проворачивается вдоль своей оси режущей частью горизонтально влево.
Приближаемся к противнику правым боком, используя уже правую ногу, как ось вращения. "Маятниковый шаг" левой ногой в скрещенную позицию вперёд на противника. И круговая горизонтальная атака мечом с разворотом на 360 градусов против часовой стрелки.
Движения 24-25. "Маятниковая" раскачка вправо-влево.
В этом движении следует стремиться к максимальной амплитуде. Движения мечом восходящие — снизу вверх. Ведущая рука — правая.
Такие движения позволяют вести бой с двумя противниками, оставаясь на месте. То есть, перемещения корпуса осуществляются только за счёт переноса центра тяжести. Контратаки снизу позволяют эффективно противостоять противникам — они нацелены на поражение, а не на блокирование удара.
На что следует обратить особое внимание. Это достаточно низкий центр тяжести. В результате получаются очень амплитудные движения, обеспечивающие некоторую безопасность при работе между двух противников. Но и это ещё не всё! Низкий центр тяжести позволяет эффективно защищаться и от третьего противника (как минимум), находящегося спереди. Как? Чем ниже центр тяжести, тем большую площадь охватывает движущийся меч, имеющий постоянную длину. Получается следующая формула, или принцип, контратака вправо — контроль или блок спереди — контратака влево.
Как правило, длинная позиция кажется не мобильной и уязвимой в поперечном направлении. Знание этих особенностей и позволяет мастеру использовать эту позицию для своих целей.
Движение 26. Глубокий выпад на колено с ударом мечом сверху.
Подъём правого бедра следует осуществлять в направлении всего движения. Это не противоречит никаким законам физики. В это время меч заносится над головой, производится вдох, продиктованный культурой движения (надеюсь, это понятие — "культура движения" — известно всем, практикующим Школу Мастера У Таунг Дина. Было передано Г.В. Поповым.)
Далее, следует разворот на 45 градусов и атака сверху с опусканием на колено.
На что следует обратить особое внимание. При опускании на колено подтягивайте левую стопу ближе к правой. Это позволит, не опускаться левым коленом на землю и, соответственно, не травмировать его. Колено левой ноги должно остаться "на весу" — т.е. не касаться земли. К тому же, узкая позиция позволит быстро приподняться, используя обе ноги при подъёме всего тела, и занять выгодное и удобное положение.
Движение 27. Подъём в позицию готовности.
Вне зависимости от того, касается левой колено земли, или нет, подъём в позицию "готовности" следует выполнять, отталкиваясь правой (находящейся впереди) ногой. Для этого следует перенести вес на правую ногу, подав корпус чуть вперёд. Выпрямляя правую ногу, осуществляем подъём корпуса, а затем, откачиваемся назад, на левую ногу. Таким образом, наше движение выполнено по круговой траектории, а не по линейной (туда и обратно). В результате, сэкономлены силы и не потеряна необходимая скорость движения. Кроме того, при подъёме была одна дистанция до противника, после занятия позиции "готовности" дистанция увеличилась — и это ваш скрытый ход, поскольку противник не воспримет выполненное таким образом изменение дистанции.
Движения 28-29-30.Выход в скрещенную позицию — укол мечом; Разворот на 360 градусов — атака снизу-вверх.
Далее следует троекратное повторение комбинации атаки уколом сверху и атаки вспарыванием (или подрезанием) снизу. То есть вся комбинация основывается на следующих принципах:
а) двойная атака — сверху и снизу;
б) атакующие действия производятся по совмещённым системам "круга" и "маятника";
в) используются позиции (скрещенная и прямая длинная) для создания "пружины";
г) принцип перемещения по синусоиде (часто называют "змеиным") — в основе лежит "смещение с линии атаки".
Движения 31-32-33. Выход в скрещенную позицию — укол мечом; Разворот на 360 градусов — атака снизу-вверх.
Теперь краткое описание самого технического действия:
Обернуться и посмотреть назад. При этом вес следует перенести ближе к правой (впередистоящей) ноге. Меч направлен в сторону противоположную взгляду (то есть, меч остался в прежнем положении). Такая позиция позволяет контролировать ситуацию за спиной — позиция стала более "плоской" и удалённой от возможного противника, находящегося сзади.
После оценки ситуации, сильно оттолкнуться правой ногой и перейти в атаку через скрещенную позицию. Такое положение корпуса позволяет приближаться к противнику, сохраняя при этом "плоскостность" (более узкая мишень — условное сравнение), а также за счёт скрещенной позиции подготовить мощную атаку снизу. Руки при этом движутся по широкой круговой траектории вверх вперёд — укол.
Расскручиваясь в противоположном направлении, сделать выпад вперёд со смещением с линии атаки. Меч атакует широким круговым движением сверху-вниз-вперёд. Подрезающий удар по рукам противника. Нужно следить за тем, чтобы меч всё время двигался в одной плоскости. В данном движении это позволяет набрать большую скорость и мощь удара.
Движения 34-35. Выход в скрещенную позицию — укол мечом; Разворот на 360 градусов — атака снизу-вверх.
Продолжение движения:
Как только удар по рукам противника нанесён, меч отдёргивается к себе. При этом само отдёргивание осуществляется не только руками, но и при помощи движения корпуса — уход в новую скрещенную позицию. Это движение позволяет вновь сблизиться с противником в более безопасном положении (боком — "плоским"), а также одновременно ещё больше сместиться с линии атаки, освободив место для возможного движения (падения) меча противника. Это — "сход лестницей с линии атаки при помощи комбинирования прямой длинной и скрещенной позиций". Троекратное повторение комбинации образует синусоидальный тип перемещений, часто называемый "змеиным".
Движения 36-37. Подшаг и выпад с боковым ударом справа.
Поскольку прямая длинная позиция не позволяет сделать шаг впередистоящей ногой, то используется подшаг левой ногой. Правая нога при этом приподнимается коленом вперёд, что создаёт смещение центра тяжести ещё больше вперёд и, соответственно, ускоряет движение на противника.
На что следует обратить внимание. При подъёме правой ноги колено является центром вращения, а стопа должна двигаться по кругу. То есть, в тот момент, когда колено движется вверх и вперёд, стопа должна приподниматься по линии опорной левой ноги.
В момент подъёма правой ноги не следует полностью выпрямлять опорную левую ногу. Полное выпрямление левой ноги — в момент толчка вперёд, в направлении противника.
Удар наносится справа с поворотом и наклоном корпуса правым плечом вперёд.
Движение 38. Разворот на 180 градусов через скрещенную позицию. Замах мечом.
Чем сильнее согнута выставленная вперёд правая нога, тем эффективнее будет подъём вверх на этой ноге. Просто выпрямите ногу в коленном суставе. А руками продолжайте движение с мечом. В результате последует поворот на 180 градусов. Разворачиваясь, сомкните бёдра вместе плотно-плотно — позиция скрещенная, вертикальная. Меч за спиной в замахе.
На что следует обратить особое внимание. Центр тяжести тела проецируется в основание правой (впередистоящей) ноги.
Движения 39-40. Атака сбоку с уходом в позицию "на колено".
Убирание меча в ножны.
Выносим центр тяжести за проекцию правой стопы и движемся назад, отставляя левую ногу. Для большей зоны, контролируемой мечом, следует отступить левой ногой по возможности дальше. Для увеличения силы удара следует понижать центр тяжести, опускаясь на левое колено.
В конце движения — касаемся земли тремя точками: правая стопа (впереди), левое колено и подушечка левой стопы. Позиция низкая и длинная. Меч расположен параллельно левому бедру.
Убирание меча в ножны происходит в следующей последовательности:
Располагаем меч ручкой вниз. Лезвие повёрнуто вверх, зафиксировано в двух точках — на плече и сомкнутыми большим и указательными пальцами. Меч движется по направлению вниз — такое движение часто называют "очищение лезвия от крови противника". Затем, ручка меча поднимается вверх, и меч, двигаясь уже сверху-вниз, убирается в ножны.
Следует понимать, что никакого очищения меча от крови не существует — это обыкновенная легенда. Скажу точнее, главное — не вытирание крови с кончика и лезвия меча, а демонстрация своего внутреннего состояния. Движения "стряхивания" (вращательные и линейные) — это демонстрация воином контроля меча и своей психо-физической подготовки.
Также, направление меча вниз (в конце движения "стряхивания крови") — это возврат в область реальных чувств и ощущений как для наблюдателей, так и в первую очередь, для самого бойца. Вот отсюда и рождались легенды о настоящих воинах, которые знали границу и могли быть по обе её стороны, а точнее — на лезвии меча. Именно так это и называлось.
Далее, следует отдавать себе отчёт в следующем:
Во-первых, как правило, кровь на лезвии практически не остаётся. Во-вторых, воину всё равно, осталась она там или нет — срок жизни его не сопоставим с тем сроком, когда его меч сможет заржаветь. К тому же, от крови настоящие мечи, как правило, не ржавеют. В-третьих, попробуйте после поединка, тем более после убийства человека сохранить чувства в состоянии, соответствующем состоянию нормального человека.
Осознанность ситуации и всего происходящего — и демонстрируется воином, убирающим своё оружие в ножны. Это достаточно маленькая цель, и дрожащими руками, со взволнованным дыханием, попасть, обратите внимание, не глядя — очень и очень трудно. Желаете проверить — возьмите не деревянный, а хотя бы сувенирный макет самурайского меча, завяжите себе глаза, а потом проделайте всю процедуру. Желаю вам успехов!
P.S. Дыхательная ката с мечом! Может показаться несколько странным, поскольку все ката выполняются с дыханием. И всё же, именно так данная ката была нам представлена в Мьянме.
По тому, как дышит человек во время исполнения техники, можно сразу же определить его квалификацию — новичок или мастер. Все мы проходили через этот этап в своих занятиях. Неконтролируемое дыхание выражается в некоторой поспешности, суетливости движений. Ученик стремится побыстрее выполнить упражнение, весь его ум находится уже давно в конечном положении. И тело быстрее стремится туда же, в эту конечную точку. Очевидно, такие упражнения, как ката, несут в себе ещё и такую специальную функцию — демонстрация контроля и ритма дыхания. А через контролируемое дыхание — контроль происходящей ситуации.
В данном описании ката, я не стремился к детальному, пошаговому описанию, каждого технического действия. Свою задачу я видел в передаче принципа каждой группы движений. Данное ката — это своего рода конспект старинной техники. Делаю упор именно на слово "старинной". Данная техника и принципы отрабатывались не в спортивных залах, а на полях сражений. В этом и есть суть и ценность этих Знаний. Я не призываю никого полностью доверять мне в этом вопросе. Подумайте, попробуйте, по- практикуйте. Возникнут вопросы, обращайтесь, с удовольствием продемонстрирую и объясню ещё раз. Я не утверждаю, что это есть истинное Знание, я говорю Вам — это полезное Знание.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.