В течение многих лет моего изучения школы "ЧОЙ" довольно часто приходилось слышать от занимающихся, что техника очень интересная, но в реальном поединке её применить невозможно. Меня это несколько удивляло, поскольку именно эту технику я использовал в поединках, и она приносила мне реальный успех. "Реальный" — это в том смысле, что на соревнованиях без контакта, я практически всё время был дисквалифицирован (за контакт). Скажу честно, что ничего плохого я и в мыслях не имел, просто техника реализовывалась сама собой. При этом отмечу, что ни о каких базовых движениях корпуса я совсем при этом не думал. С одной стороны, дисквалификация, особенно в самом начале, меня огорчала, но с другой стороны — я смотрел на вещи с реальной позиции — реальность и эффективность техники меня радовали. Так что очень часто я уходил с соревнований без призов и грамот, но с интересными идеями и новым опытом. Как теперь понимаю, время готовило меня не к спортивной карьере, и я об этом не жалею.
Раньше некоторые разделы в "Чой" меня также смущали, особенно когда я начал изучать эту школу после занятий в группе контактного каратэ. Но я не отрицал той техники, которую не понимал, а только ещё больше над ней работал, стараясь понять её суть. Именно такой подход — понять то, что кажется совсем нереальным — был моим помощником в изучении техники школы "Чой". При этом от ученика требуются лишь две вещи — полное доверие своему наставнику и ежедневный тренинг.
Анализируя технику, я всё больше и больше убеждался в её продуманности. Только вот следует помнить, что ваша выживаемость в бою зависит не только от того, в какой школе вы занимаетесь и, какую технику изучаете. Наиболее важно — как вы эту технику понимаете и используете в поединке. То есть, на первом месте стоит именно исполнитель. Мне приходилось сталкиваться с людьми, знающими немного технических приёмов. Но при этом они владели ими в совершенстве, могли наносить удары из любых положений. Также другие, знающие множество различных техник, различных школ не только в реальном поединке, но даже в зале не могли использовать свои "знания". Итак, всё зависит, прежде всего, от самого практикующего, а уже потом, от арсенала технических действий.
Технические приёмы — это всего лишь моторика движений. Осознанность техники и её интуитивное понимание — это уже совершенно иной уровень в боевых искусствах. Но ещё и не самый высокий.
Обращаю ваше внимание на то, что вся техника должна быть, прежде всего, осознанна, а затем, наработана до автоматизма. Осознанность техники позволяет вам более полноценно её нарабатывать. Также, зная сильные и слабые стороны технического действия, это позволяет более уверенно работать в непосредственном контакте с противником, сохраняя при этом свой ум свободным. Не стоит отказываться и от интуитивного познания. А сама наработка — позволяет эту технику запомнить телом. Ваш мозг в поединке не должен думать о приёмах.
Вот именно мысли о технических действиях — какое базовое движение следует сделать в данный момент — и приводило к тому, что мозг был загружен информацией вспоминания. И в результате — поражение. Кроме того, универсальность базово-кустового метода порождало в умах практикующих его, что этот метод сделает их самыми непобедимыми. При этом они практически не нарабатывали сами приёмы, забыв о том, что количество должно перерасти в качество. Одно лишь качество самого метода — совсем не гарантия победы. Речи о том, что это метод только для очень интеллектуальных людей ( с чем я полностью согласен) тоже сыграли злую шутку — интеллектуалы понадеялись только на свои мозги, полностью отрицая перчатки, лапы, макивары, тренажёры и сами поединки (даже учебные) — и как результат, жизнь постоянно "оказывала воздействие" на их мозги, находящиеся в их головах. Проще говоря, они и получали по мозгам, а потом удивлялись: почему же базово-кустовой метод не сработал?
Для того, чтобы этот метод стал для вас полезным в практическом использовании, следует, прежде всего, понять его суть и суть самих базовых движений. Для чего нужны эти движения? Как их применять в бою? В какой последовательности, и в какой ситуации, на какой дистанции? Вот сколько вопросов только для начала следует осознать, прежде чем использовать эту технику в бою. А, если уж решили действовать методом проб и ошибок, нарабатывая технику в поединках, то не стоит после первых поражений отрицать сам метод.
Базово-кустовой метод — это не метод ведения боя. Это методика освоения техники рукопашного боя и техники боя с оружием на единой базовой основе.
Данная методика позволяет готовить людей, владеющих различными видами оружия, подручными средствами и боем без оружия, за гораздо меньший срок, и при этом все разделы осваиваются как бы на одном уровне. Усвоив суть БКМ, практикующий начинает специализироваться в наиболее интересном для него направлении. Но, как показало время, после изучения БКМ это несколько направлений (например, техника рукопашного боя, мьянмарские мечи и кендо). Вся остальная техника применяется в этих основных разделах ( понятие "основные разделы" — вышеперечисленные из примера) и шлифуется дальше на основе практики в выбранном направлении. Вот так и создаётся чисто индивидуальный стиль мастера Школы УТД, основанный на большом объёме техники и тактики, но квалифицированном по единым законам и принципам.
То есть, человек, освоивший базово-кустовой метод, может владеть на этой базовой основе, как (например) мечом, так и просто палкой. Но это только теоретически. Для того, чтобы уметь использовать технику, изученную по БКМ, в бою, необходимо понимать суть технического действия. И вот попытки использования техники по базовым движениям сводит всю проделанную работу к нулю.
Давайте посмотрим на следующую схему.
Схема уходов для выполнения техники иппон-кумите
При выполнении технического приёма следует стремиться зайти противнику за спину и атаковать его из зоны, которую он не контролирует — вот первоначальная задача, которую следует поставить перед собой в начале поединка.
Приведу несколько цитат общепризнанного бойца.
"Противник должен быть повержен ударом, который он не видит", — Брюс Ли.
"Простота — самое короткое расстояние между двумя точками", — Брюс Ли.
От простого к сложному = от 1 к 3, от 6 к 4.
Не усложнение технического действия от 1 к 6, а его упрощение! Это движение по кругу, а не по прямой. Более высокая техника может быть только при использовании "спирального" метода, а не "линейного".
Техника будет рождаться из ваших движений, естественность которых и будет показателем мастерства.
От базовых движений к сути технического действия.
Вопрос: Что мы стараемся выполнить в бою? Ответ: приём, обеспечивающий нам превосходство над противником.
Давайте взглянем в суть "базовых движений".
1 — "маятник" — умение, стоя на месте, контролировать дистанцию движением корпуса.
Движение осуществляется в направлении вперёд-назад.
2 — "уходы в сторону" — как стоя на месте, так и с отшагом любой ногой в сторону, уворачиваться от атаки противника поворотом корпуса на 90 градусов, пропуская удар мимо себя. Уходы могут выполняться как наружу от атакующей руки, так и вовнутрь.
3 — "выход за спину" — стремление выйти противнику за спину, пропуская его атаку мимо себя, для чего следует, прежде всего, сместиться с линии атаки, а затем, двигаться параллельно движению противника, но в противоположном направлении.
5 — "сход с линии атаки вращением с понижением центра тяжести". Следует выполнять не только с отходом в сторону, но и с разворотом корпуса на любой угол, чтобы прийти в положение для наилучшего контроля над противником.
6 — "ложный выпад" — обманные техники, провоцирующие противника на движения, которые обеспечат вам более выгодное положение в бою. Сочетают в себе как прямолинейные, так и вращательные движения с вариациями по уровню.
Все уходы должны быть натренированы как с двух сторон атакующей линии (наружу и вовнутрь), так и с обеих рук.
Следует понимать, что данная схема — это условное изображение вашего движения в определённый момент времени, на определённой дистанции и под определённым углом к атаке противника. Каждое движение, обозначенное на схеме номером, может быть в любой точке окружности. Схема — это иллюстрация самого принципа действия. Так, например, 2 БДК исполняется симметрично в обе стороны, как и 5 БДК. Но на схеме они занимают определённое положение. В бою же вы будете исполнять любое из этих движений в том месте, где вас будет атаковать противник. Схема — зафиксированный момент во времени. При использовании принципа, заложенного в схеме, следует эту схему двигать и вращать, иначе она будет мертва, ну и вы вместе с ней ( в таком случае).
Давайте вернёмся ещё раз к ответу: в бою мы стараемся сделать технический приём, обеспечивающий нам превосходство над противником.
По-другому можно сказать: следует использовать все методы, приносящие нам пользу.
Не будем забывать, что реальный бой всегда индивидуален, не статичен, не фиксирует поз и базовых положений, и меняется в каждый момент времени. Попробуйте ответить на вопрос: можно ли в этом вихре движений и эмоций зафиксировать (умом, а затем уж и телом) какое-либо базовое движение? Думаю, что, вряд ли, у вас это получится. Хотя, если рассматривать себя как расчленённый труп — базовое ног, базовое корпуса, базовое рук — можете следовать этому принципу. Отдельные ваши части будут выполнять базовые движения, дёргаясь в конвульсиях, вы же, как единая составляющая, в этом случае, уже ничто.
В реальном поединке метод, предполагающий действия по шаблону, набором неосознанных движений, лишает возможности адаптироваться к данной ситуации. Это получается только красиво в зале, в заданных условиях, при оговоренных действиях ваших напарников. То есть, в реальных условиях, данный метод заведомо обречён на поражение. Поэтому ещё раз повторю, что базово-кустовой метод предназначен только для методической стороны освоения и осознания боевого искусства в самом объёмном понимании его, но не для ведения самого боя.
По-иному, БКМ — это зафиксированное во времени знание. Бой — это познание как противника, так и себя в процессе движения (действия).
Попытки выполнить в бою то или иное базовое движение практически всегда были обречены на неудачу — поскольку такая позиция предполагала только действия после действия противника. В этом случае получалась оборонительная техника. А это, как показывает практика, всегда ведёт к поражению. Но это только половина. А как же ваши атаки и наступательные техники? Если будете пытаться объяснить эту позицию принципом не деяния, милосердия, выжидания и т. д. и т. п., то сразу скажу вам, что это дилетантский подход теоретика, который сражается только в своих снах. В бою следует стремиться достичь максимума, и довольствоваться тем, что позволит сделать вам ваш оппонент. Например, стремясь выйти противнику за спину (3 базовое движение), вы создаёте условия, чтобы это действие получилось. Но противник тоже не стоит и ждёт, когда же вы окажетесь у него за спиной, он движется и всячески мешает вам выполнить вашу задумку. И вот ваша попытка срывается. Но, если вы изучали БКМ, то должны помнить, что 3 БДК состоит из 1 БДК и 2 БДК. Таким образом, вы не сделали полный выход за спину, но вы уже сделали, как минимум 1 БДК, а ещё лучше 2 БДК. Но вы же не думали о них! Это произошло в процессе вашего стремления за спину противнику! Это маленький пример, но объясняющий суть, как и почему базовые движения могут получаться, а могут и не получаться в реальном поединке с реальным противником.
Данный принцип был дан для проработки ещё в первую нашу поездку в штаб-квартиру, в Мьянму. Вспомните те шесть базовых приёмов, входящих в раздел айкидо — защита от атаки сверху, защита от атаки сбоку и защита от прямой атаки в корпус (каждая защита — по 2 приёма, итого 6 техник). Многие, к сожалению, увидели в этом только айкидо, и ничего больше. А вот система передвижений по кругу, вращений и скруток осталась без внимания. Приходится ещё раз обратить ваше внимание на то, что в Мьянме методика преподавания и освоения материала формировалась многие годы. Поэтому следует очень внимательно исследовать весь получаемый материал и относиться к нему с должным вниманием, и тем более, не отрицать и не отвергать. А для многих, в результате их недопонимания техники школы и слишком большого самомнения о собственной персоне, несколько лет уже потеряны. В данный момент я открываю вам этот принцип, поскольку вся предыдущая техника, изучаемая мною многие годы, уже переработана по этому принципу и стала ещё более реальной и эффективной.
Базово-кустовой метод, обладая уникальной универсальностью, при этом имеет обратную сторону — вольная его трактовка, особенно со стороны тех, кто не обладает основной технической базой.
Практически все могли заметить, что на каждой тренировке техника выполняется несколько по-иному. Это зависит от множества причин. Не буду даже перечислять их. Но постепенно это может привести к тому, что ваш наставник "зафантазируется" и зайдёт слишком далеко в своих фантазиях и трактовке техники. Вот тут уже не стоит забывать, что техника изучаемой вами школы не только "придумывалась" предыдущими поколениями, но и отбиралась и шлифовалась в реальных боях и сражениях. Ну а фантазии современного гуру, на чём они основаны? Над этим вы задумывались когда-нибудь? К чему может привести это умничанье в зале, если кто-нибудь из учеников попробует проверить эту технику в бою? Вот тут-то и нужен базово-кустовой метод, как статичная, якорная система, удерживающая "умников" на определённом уровне. Это предохраняет и слепо следующих учеников за своим наставником и действующих по преподаваемым им моделям от их дальнейшего роста, поскольку, действуя по модельному набору, их мышление становится автоматическим и ограниченным. На данном этапе БКМ несёт в себе очень положительную составляющую, являясь предохранительным клапаном, не допускающим не готовых учеников к дальнейшему получению знаний. Постоянное комбинирование базовых элементов в спортивном зале — это красивая самозащита от реальной встречи с жизнью.
Вот тут-то и проявляется момент истины как для наставника, так и для его учеников.
Задача Учителя (если речь идёт о Учителе, а не о инструкторе) не научить ученика техническим приёмам ( это он должен сам нарабатывать их), а научить понимать эти приёмы. Что нужно для этого? Прежде всего — знание и постоянное изучение корней техники, практикуемой вами. Без этого знания легко оказаться в иллюзорной системе, модели, созданной интеллектом вашего наставника. Но это не ваша модель, и для вас она будет мертва. Оживить вас могут только знания из самого источника.
"Я надеюсь, что специалисты боевого искусства больше интересуются корнями боевого искусства, а не различными, декоративными ветвями, цветами или листьями. Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете, когда вы понимаете корни, вы поймёте и всё цветение", — Брюс Ли.
(Я привожу цитаты из книг этого Мастера, поскольку во всём мире он является признанным специалистом в боевых искусствах).
Я высказал своё мнение и взгляд на БКМ поскольку очень длительное время изучал эту систему под руководством автора этого метода — Г.В. Попова. В данный момент, понимая суть БКМ, продолжаю его практиковать и изучать ещё глубже. Также, имея постоянные контакты с носителями знаний Школы, изучаю систему "ШАНГИ", на которой и основан метод Г.В.Попова. С полной уверенностью могу сказать, что информация, получаемая мной от носителей знаний, ещё больше повысила эффективность БКМ.
В Мьянме нет понятия БКМ, но при этом все мастера школы его демонстрируют и не считают чем-то особенным, называя его просто — техника самозащиты. Изучение же техники родовой школы "Шанги" позволяет лучше понять стиль Мастера У Таунг Дина, к последователям которого я себя причисляю.
Здесь следует учитывать тот факт, что сама система "Шанги" развивалась за долго до рождения Мастера У Таунг Дина, о чём я уже писал в предыдущих статьях, далее данная система была усовершенствована (в течении времени!) шанами. Далее, ещё более индивидуальная обработка техники происходила в семье Динов. В настоящее время, к счастью, я имею возможность изучать шанскую технику как в её общем, традиционном понимании, так и в семейном стиле Динов. Таким образом, это не застывшая во времени какая-то древняя техника, а постоянно развивающаяся и передаваемая из поколения в поколение с учётом меняющихся условий жизни. Кроме того, Мастер У Таунг Дин ещё больше развил эту систему, используя как древнюю, так и семейную базовые системы, дополнив их современными техниками ( каратэ, айкидо, китайские и индийские техники), показав их древнейшие корни и происхождение. Далее, Мастер Г.В. Попов сумел на базе полученных знаний от У Таунг Дина создать современную систему для европейского понимания. При этом данная система не требует ни восточного аскетизма, ни веры в мифические внутренние энергии и, не требующую посвящать её изучению всю свою жизнь (освоил — и готов к её использованию всю оставшуюся жизнь. Чем не универсальная система самозащиты?).
В то время, когда базово-кустовой метод создавался и шлифовался в специальных подразделениях, это был метод, обеспечивающий работу на различных дистанциях, использующий технику ударов, захватов, бросков, борьбу в стойке и лёжа, применение различных видов оружия и подручных средств. И всё это работало!!! В настоящее время, вынужден признать, что сам метод практикуется только в специальных подразделениях, при этом имя его автора (Г.В. Попов) практически не упоминается. Та же техника, что преподаётся для гражданских в настоящее время, именуемая "Школа воинских искусств Г. В. Попова", утверждающая, что в её основе лежит БКМ, к сожалению, практически не отражает сути базово-кустового метода Г.В. Попова, хотя использует его имя. Не этично, особенно для тех, кто утверждает, что изучает БИ.
Совместное изучение БКМ, Стиля UTD и техники "Шанги" привели меня к пониманию того, что в боевых искусствах не должно быть пределов, что в бою следует быть свободным от всяких стилей, что знание придёт из вашего сердца, если оно открыто.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.