Про комплекс "Сань-Хуан-Фа" распространяется много противоречивой информации. Причём эта информация исходит от людей, которые ещё не вникли в суть Школы, но при этом пытаются всем навязывать свою точку зрения ( практически, как правило, неправильную, в следствии отсутствия достоверной информации из первоисточника). Правильно говорят: "Самоуверенность любителей — предмет зависти профессионалов". Для того, чтобы внести ясность в этот вопрос, следует не спорить теоретически, а практиковать этот комплекс в зале. Тогда многие вопросы отпадут сами по себе.
Сначала я хотел написать статью о ситуации реального поединка. Но мне показалось, что это получится простое теоретическое изложение с общими фразами и такими же общими рекомендациями. А в результате, эти рассуждения не принесут никому никакой пользы. Поэтому, я решил две темы свести в одну, и на примере Комплекса "Сань-Хуан-Фа", известного практически всем изучающим технику Школы, прокомментировать основные принципы боя и практичность этих принципов в реальном поединке.
Немного истории. Данный комплекс был представлен Г.В. Поповым в таблице Мастера У Таунг Дина. Лично я изучал этот комплекс под руководством А. Попкова и А. Корнеева будучи ещё младшим учеником в центральной группе. В то время на всех выступлениях это был фирменный номер Школы — никто ещё не демонстрировал ката в расшифровке при одновременном нападении сразу четырёх ассистентов и на боевой скорости! Эта расшифровка всегда вызывала бурю аплодисментов. Единственным её исполнителем на выступлениях был Ю. Григорьев. Никто не делал "Сань-Хуан-Фа" так чисто, быстро и красиво. Для нас, молодых, это был образец для подражания, к которому мы все стремились, " гоняя" этот комплекс на своих личных тренировках бесчисленное количество раз. Каждый из нас хотел стать таким же, как Юра Григорьев. Прошло время. И я получил свой жёлтый пояс из рук Г.В. Попова не только за поединки, но и за то, что смог выполнить "Сань-Хуан-Фа" быстрее нормативного времени (11,5 сек вместо 12сек). В последующем, когда я стал старшим учеником в группе, честь демонстрировать этот комплекс перешла мне. Естественно, многое зависело и от моих партнёров. Но для нас не было разделения ролей, мы все вместе делали одно — демонстрировали технику Школы. Это было единое действо, где пять человек сливались в едином порыве, существовали в едином потоке мыслей, чувств и действий. Пусть это были 12 секунд. Но эти секунды по своей насыщенности (ёмкости времени) равны годам. Может быть, это одна из причин того, что в то время у нас был единый, сплочённый коллектив, думающий об одном, дышащий и живущий едиными целями. Может быть, сейчас в группах следует вновь вводить ту практику, которую использовал Г.В. Попов при своём возвращении из Бирмы? Единая работа, совместная работа приведёт к единым целям, к успеху. Самое главное — к общему успеху!
Достоверность происхождения данного комплекса была получена нами ( мною и А. Хохуновым) в первую ночь пребывания на родине Мастера, в Мьянме. В гостинице, где мы остановились, мы встретили одного из учеников Мастера У Таунг Дина. Естественно, что вся ночь прошла в холле гостиницы за разговорами о Школе и демонстрацией техники. Таким образом, демонстрируя технику друг другу (один начинает, второй — продолжает) за ночь мы разобрали "Сань-Хуан-Фа" по полочкам. Естественно, некоторые моменты для нас были откорректированы. Но мы, воодушевлённые и окрылённые, их упустили. Вернее, не обратили на них должного внимания. А следовало бы. Единственное оправдание, которое нахожу — поддались эмоциям и чувствам. А утром нас ожидала первая встреча с Главой Школы в зале, на тренировке. Те, кто были в Мьянме, думаю, меня и Александра поймут. Это самая первая встреча является самой ответственной и определяющей весь дальнейший период обучения и общения.
Итак, начнём. Сразу стоит уяснить, что изучение комплекса в зале и использование его в поединке — это не одно и то же. Вряд ли произойдёт так, что противники займут те же позиции, которые занимали ваши партнёры на тренировках. Вряд ли они будут атаковать в той же последовательности и теми же атаками. И, уж будьте уверены, в настоящем поединке ваши "ассистенты" не будут вам подыгрывать и падать сами, если вы в них не попадёте. Поэтому возьмите себе за правило — важно не только попасть по противнику, важно при этом нанести ему травму. Каждый ваш удар должен иметь определённую цель, при попадании в которую, противник травмируется. Наиболее предпочтительнее при этом производить атаки в пах, в горло, в висок, в нос, в губы, в солнечное сплетение. Эти зоны практически не защищены мышцами и являются достаточно чувствительными.
Второе правило — за достаточно короткое время следует добиваться максимальной эффективности действий. Вы один, противников несколько. Значит, их физический ресурс в несколько раз больше, даже, если они нападают по одному. Рассчитывать на длительное ведение боя при нападении нескольких человек — самоубийство. Поэтому на тренировках с партнёрами большее время следует уделять тому, чтобы максимально эффективно использовать свои личные, природные данные для выполнения приёмов. Так, один и тот же приём, при внешней схожести, будет выполнен с разными акцентами двумя разными людьми. Развитием своих физических качеств можно заниматься самостоятельно, тем более, сейчас столько литературы и специалистов. На тренировке же инструктор должен объяснить основы, или канон, а уж ваша задача — видоизменить и приспособить эту технику под себя.
Третье правило — все приёмы должны состоять из простых движений. Чем проще ваши движения, тем лучше — мозг в условиях стресса, получая информацию, быстрее отражает её в простых действиях. Не следует пользоваться неотработанными техниками — успех вам принесут те приёмы, которые были наработаны, а не те, которые вы знаете.
Итак, подведём маленький итог — за ограниченный промежуток времени при помощи самых простых действий нанести противникам максимальный ущерб.
Теперь приступим к рассмотрению самого комплекса "Сань-Хуан-Фа" и будем эти правила расширять, уточнять и дополнять.
Нам следует рассмотреть с технической стороны следующие вопросы:
атаковать ли первым?
отбиваться или наступать?
бить наповал или травмировать?
куда, чем и как атаковать?
использовать стандартную технику или, наоборот, пользоваться нестандартными действиями?
Теперь давайте оговорим тот момент, что не будем обсуждать этическую сторону реального поединка (проще говоря, драки). Ситуация сложилась, и вы оказались лицом к лицу с реальными противниками.
Сколько нападающих является наиболее опасным числом? Я бы, даже исходя из техники "Сань-Хуан-Фа", назвал бы цифру "четыре". Прокомментирую. Во-первых, из четырёх противников труднее определить лидера группы, чем из трёх, и тем более, из двух (даже математически). Во-вторых, самое эффективное нападение на противника с четырёх сторон ( спереди, сзади, слева, справа). Если нападают трое, то одному всегда придётся выполнять задачу за двоих. А кто будет этим одним, неизвестно. Поэтому, задача троих в этом плане труднее (несогласованность действий). Пятеро уже будут мешать друг другу, облегчая задачу защищающемуся. Сложность боя против нескольких противников, в первую очередь, и состоит в том, сколько противников нападает. От их числа будет зависеть ваша тактика боя. Поэтому, чтобы не давать общих рекомендаций, приводящих к отрицательному результату, я рассматриваю определённую ситуацию, очень сложную и оптимальную.
Итак, четыре противника, окружили вас, заняв каждый свою позицию ( аналогично футболистам на поле). При этом каждый нападающий занимает позицию соответственно тому, чтобы максимально использовать свой удар, свою технику. Они будут пытаться выполнить свою задачу, выжидая удобный момент времени для своей атаки. В этом их сила ( поскольку при единственном попадании, часто это победа), и их слабость ( несогласованность действий во времени атаки даёт вам преимущества). Это нужно знать, чтобы уметь это использовать.
Определение лидера в группе. Считается, что, ликвидировав лидера группы, можно добиться успеха. Да, если в группе нет потенциального второго лидера, способного взять на себя функции первого. В наше время, считаю, что эта формула устаревает. Лидером может быть каждый. Внутри себя, каждый им себя видит, такова уж психология современных людей — я единственный, я самый умный, самый лучший и т.д. и т. п., я всё смогу. Очень часто мнение ошибочное, но попытки имеют место быть. Поэтому, хотя бы приблизительно определив лидера, надо двигаться не к нему, а от него. Почему? Лидер в группе самый сильный ( во всех смыслах). Поэтому бороться против сильнейшего, у которого на подхвате ещё трое, просто бессмысленно. Поэтому, сначала, как только вас окружают, вы начинаете вращаться в разные стороны, выискивая самое слабое звено. Определив "слабака", следует встать так, чтобы с одной сторону у вас оказался этот "слабак", а с другой — лидер. Выбивая "слабака", вы разрываете дистанцию с лидером и уменьшаете количество нападающих, решая, таким образом, сразу же несколько задач.
Первой задачей на данном этапе является выход из круга противников. В результате, все нападающие оказываются в поле ваше зрения, а один из них частично выведен из строя. Кроме того, лидер должен оказаться дальше всех от вас. Таким образом, вы ещё лишили его возможности принятия быстрого и эффективного решения для дальнейших действий ( конечно, всё это доли секунды, но в этой ситуации они такие долгие!).
При выходе из круга "слабака" следует использовать как таран для другого нападающего. Пусть они мешают друг другу. А вы в этот момент можете атаковать уже третьего нападающего, резко сменив направление своих действий на противоположное ( принцип маятника) и уходя от возможной угрозы со стороны лидера. Но между вами ещё существует дистанция, на которой он не может качественно атаковать. Но угрозу с его стороны вы должны осознавать. И вот, раскидав (растолкав) его подручных, и освободив себе место, вы бросаетесь только сейчас на лидера группы.
Рассмотрим, как это выполнить технически. Во-первых, первая атака была произведена вами. Но она не столь агрессивна и не приводит к серьёзным травмам. В худшем случае, вы сталкиваете между собой двоих нападающих (находившихся слева и сзади). Таким образом, можно сформулировать, что выход из круга — это пассивная атака. Преимущество этого движения ещё и в том, что это неожиданное и нестандартное действие — противник, находящийся слева (левая сторона обычно считается более слабой, чем правая. Правая рука находится далеко от цели) практически не ожидает первого движения на него. Произошло нарушение стереотипа. Итак, одно движение обеспечило вам такое положение, что вы можете — А) продолжить драку, Б) оказавшись вне круга нападающих, убежать, В) разорвать дистанцию и остановиться, поджидая оставшихся двоих. Выбор, как видим, разнообразен, и остальные действия зависят только от вас. Будете ли вы их добивать одного за другим, разбив на группы, или просто убежите, сохранив жизни и им, и себе — выбор за вами. Это к вопросу об этической стороне поединке. Сможете справиться в этот момент со своими эмоциями, своими амбициями, чувством гордости, или нет — это ваша дальнейшая судьба. Вы боец — вам и решать. Но, помните, что данная техника даёт вам выбор.
Далее, атакуя противника, находившегося в первый момент перед вами, вы должны резко сократить дистанцию и просто "лететь" на него, как ядро, атакуя сразу же двойным ударом руками по двум уровням. При этом кисти имеют форму "лапа леопарда", что увеличивает возможность более глубокого проникновения ударов в тело противника. Таким образом, в реальном поединке лучше использовать не только кулаки, но и иные формы кисти.
Как только вы нанесли первые травмирующие удары трём противникам, следует перенести всё своё внимание на лидера. Здесь уже надо вцепиться в него мёртвой хваткой и не отпускать до тех пор, пока не разделаетесь с ним окончательно. Итак, выполняя блокирование, следует попытаться произвести захват и ударить, но не отпускать захват. Ваша задача — максимально сковать действия лидера группы. Двигаясь вокруг лидера, продолжать наносить ему удары и, используя его как опору и защиту, продолжать атаковать его помощников. Поскольку руки ваши удерживают захват, атаки следует производить ногами, но не атаковать выше уровня пояса. Ноги следует использовать как уже добивающую технику, после того, как противники не имеют возможности эффективно защищаться. При этом не следует суетиться, добивание противников производится последовательно, по кругу, чтобы не делать лишних шагов. Для того, чтобы этот процесс стал более эффективным в комплексе используется серия из двух ударов одной ногой (прямой и боковой) по двум противникам, и одиночный (круговой) в сочетании с броском и полной нейтрализацией лидера группы.
После этого начинается последовательная нейтрализация остальных членов этой нехорошей компании.
На что ещё следует обратить внимание в реальном поединке — не старайтесь позёрствовать в случае вашего успеха. До тех пор, пока все нападавшие не окажутся на земле неспособными к сопротивлению, не следует терять бдительности. Даже, покидая место драки, не следует поворачиваться спиной. Всё время контролируйте эту группу взглядом до тех пор, пока не окажетесь на значительном расстоянии от неё.
И ещё несколько рекомендаций — в реальном поединке следует отказаться от классических позиций. У вас должна быть хорошая основа (позиция для боя) как для удара, так и для движения. В этой позиции вы должны уметь выполнять все технические действия, необходимые для ведения боя с несколькими противниками.
Не следует много вращаться вокруг своей оси — может закружиться голова.
Не следует стоять на месте, а также бегать. В стоячую мишень рано или поздно, но обязательно попадут. А, бегая, вы не сможете произвести ни одного качественного удара. В результате — вас ожидает печальный финал.
Лучше использовать перемещения типа — шаг с атакой + разворот с блоком + шаг с атакой и т.д. Таким образом, вы двигаетесь, используя небольшие поворотные движения, защищаясь и атакуя одновременно. При этом вы можете использовать эту тактику на ограниченном пространстве, всё время меняя своё положение, а также используя повороты, как дополнительную защиту (направляя возможные атаки противников по касательным траекториям).
Для того, чтобы лучше понять тактику и технику реального боя, следует перенестись в те времена, когда эта техника использовалась на полях сражений. В Индии, Таиланде, Мьянме в сражениях применялись слоны. (Это очень серьёзная и интересная тема. Но я постараюсь коснуться её лишь для иллюстрации). На слоне сражался боевой экипаж — командир, погонщик, назадсмотрящий, охранники ног слона ( их четверо, они находились на земле). Если рассмотреть функции и действия каждого члена экипажа, то можно увидеть систему боевых искусств в миниатюре. Например, командир, сидящий впереди и отдающий команды воинам на земле — вот вам и "позиция всадника", только более узкая, чем японская киба-дати (отличия в том, что мьянмарские и индийские позиции более естественны, чем их японский аналог. Где вы видели в Японии, чтобы воевали на "беременных" лошадях? А ведь именно такое впечатление создаётся, когда стоишь в "позе всадника" по японскому варианту). Далее, командиру приходится наклоняться в этом положении то в одну сторону, то в другую, то откидываться и поворачиваться назад — не напоминает ли вам это движения из разминочных комплексов ( и стоя, и сидя)? Когда я обучался верховой езде, меня заставляли делать такие же разминочные комплексы на скачущей лошади. Потом заставляли на ходу поднимать предметы с земли и другие упражнения. Я их выполнял только потому, что уже имел подготовку — все эти упражнения мы использовали в своих тренировках в зале. Возьмите свои комплексы разминок и мысленно исполняйте эти упражнения на слоне. Ищите в каждом упражнении его боевую составляющую.
Также очень яркий пример — защитники ног слона. Эта команда состоит их четырёх воинов, по одному у каждой ноги. Здесь необходимы техники ведения боя, известные у нас под названием "бой у стены" (вы находитесь спиной к стене и ведёте поединок с нападающими на вас с трёх сторон). Знатоки японских комплексов "Текки" сразу же найдут аналогию. В мьянмарских техниках — это техники мечей, скользящих по телу. Ведя бой, стоя спиной к слону, нельзя его поранить. Именно этим и объясняются подобные техники — меч должен скользить максимально близко к телу, особенно, когда он находится за спиной, вне зоны вашей видимости.
А "мистическая" техника -"бег по стене", "забегание на стену"! Атакуйте слона. Вспомните как вы на тренировках забегали друг на друга ( отрабатывая устойчивость позиции) — один встал у ноги слона, второй забежал ему на спину, ещё 2-3 движения из разминочного комплекса ("ползание по земле") и вы покорили свою стену. И никакой мистики!
Теперь попробуйте перемещаться в роли этих "защитников ног". Слон не машина, темп его движения рваный. При этом он может двигаться как вперёд, так и назад, в стороны — в зависимости он хода боя. Вот ваши перемещения и должны зависеть от того, как и куда двигается слон.
А ещё бой может происходить и под слоном! Не хочется быть раздавленным своими же? Крутитесь — шаг -поворот-шаг-поворот … Не хватает места по высоте? Вот бы опуститься пониже, на коленочку. Но тогда не повертишься так быстро, да и почва в Мьянме жестковата. Сделаем позиции пониже и так будем двигаться. Вот они шанские позиции — из под слона! ( в каждой шутке есть доля правды). Места мало, нападающих много, да ещё эти ножищи слоновьи! А жить-то хочется!
Для тренировки поставьте в зале четыре стула по вершинам квадрата (потом прямоугольника), имитирующими ноги слона. Сами встаньте в центр квадрата. Ваши партнёры пусть нападают на вас с разных сторон. Ваша задача — удержать центр квадрата. Вот тут вы и сталкнётесь с принципами боя против четырёх противников. А, если более точно — с принципами боя при нападении с четырёх сторон. Количество противников не имеет значения. Вас атакуют с четырёх направлений, и не 12 секунд, а значительно дольше! Вот вам я открыл ещё один смысл комплекса "Сань-Хуан-Фа" — ведение боя при нападении с четырёх сторон.
Это древнейший комплекс, длящийся 12 секунд, это Путь к Знаниям Воинов!
Насколько они мудры, что смогли вместить столько информации в эти секунды! А мы тратим годы и годы, чтобы постичь путь воина. А он вот, перед вами. И достаточно короткий. Нам остаётся только найти эти 12 секунд в нашей жизни!
Примечание: Несмотря на весь мой опыт, следует учитывать, что всё равно, в какой-то степени, это обобщающие рекомендации. Никогда не будет точно такой же ситуации. Всегда будут разные противники. Да и вы сами каждый день разные (самочувствие, настроение и т.д.).
Давая рекомендации поединка против четверых нападающих, я старался их несколько обобщить и для другого количества противников. Только путём тренинга вы сможете отобрать для себя то, что подходит именно вам. Есть и иной путь — реальные драки. Но этот путь может оказаться очень коротким, и вы ничему в этой жизни так и не научитесь.
Ещё один очень важный момент. Помните, что даже бой в полный контакт с партнёром в зале — это не реальная драка на улице. Я уж не говорю о том, как вы одеты, в каких погодных условиях происходит ситуация, где всё это происходит (улица, дом, коридор, вагон, и т.д. и т. п.).
Ваша задача — выйти из этой ситуации победителем — вторичная задача. Первичная ваша задача — сделать так, чтобы не попасть в эту ситуацию. Для решения вторичной задачи необходима хорошая физико-тактико-техническая подготовка. Для решения задачи №1 — требуется хорошее мышление, позволяющее построить отношения с окружающим вас миром таким образом, чтобы вокруг вас такие ситуации не создавались.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.