Прежде всего следует отталкиваться от того, что боевые искусства изначально развивались от техники владения оружием. Схватка без оружия — это уже самый крайний вариант выживания. В дальнейшем, когда стали появляться запреты на ношение и использование оружия, техника рукопашной схватки приобрела первостепенное значение в воинских искусствах. Но нам, изучающим такую древнюю Школу, где первостепенной задачей было — выживание, следует всё время корректировать технику под борьбу с каким-либо видом оружия. Именно этот критерий я и предлагаю вам при изучении базовой таблицы Мастера У Таунг Дина.
Целью данного раздела является выход под наилучшим углом на дистанцию, обеспечивающую возможность как полного контроля над противником, так и его поражение. При этом очень важно обращать внимание на время начала движения и скорость его выполнения.
Техника иппонов может выполняться по трём основным направлениям — назад и вперёд, по линии атаки, под углом наружу и под углом вовнутрь.
Прим. Условно противник атакует правой рукой ( для данной схемы).
По методике сначала осваивается отход назад по прямой линии, затем — уходы под углом наружу и внутрь атаки. Далее — встречное движение на опережение противника.
В данной статье мы рассмотрим 6 иппон-кумите от атаки в верхний уровень.
Иппон 1. Выполняется под углом наружу от линии атаки.
Цель данного иппона — пропустить атаку противника мимо себя и чуть выше, над собой. При этом, не отступая назад, а, чуть смещаясь в сторону, делается минимально возможное перемещение. Это позволяет экономить силы при перемещении и, одновременно, сократить дистанцию между собой и нападающим противником. Встречное движение позволяет усилить контратакующий удар. Техника выполняется на первом базовом движении корпуса.
При отходе защищающийся должен присесть, пропуская удар противника над собой.
При возвратном движении противника дистанция остаётся под контролем контратакующего, поскольку в первый момент она была сокращена и противник мог несколько "провалиться", а во второй момент, контратакующий начал движение вперёд, а нападавший — назад, что физиологически несколько медленнее. Таким образом, защищающийся ещё выигрывает и в скорости.
В конечном итоге, за более короткий промежуток времени у защищающегося есть возможность при данном отходе выполнить больше технических атакующих действий.
Иппон 2. Выполняется также под углом наружу от линии атаки, но с более высоким центром тяжести, позволяющем более активно загрузить атакующую руку противника, и, нарушив этим его равновесие, войти внутрь атаки. Для большей безопасности следует максимально приблизиться к противнику. Это позволяет сделать второе базовое движение корпуса.
Контратакующие действия производятся на минимальной дистанции и при постоянном поступательно-вращательном движении корпуса защищающегося.
Такое положение позволяет иметь дополнительный запас времени для проведения контратаки; постоянно контролировать дистанцию, не давая противнику возможности "оторваться"; а также контратаковать наилучшим способом, под наиболее выгодным углом атаки.
Иппон 3. Данное техническое действие может выполняться как с отходом под углом наружу, так и с встречным движением (также наружу от атаки). Для наибольшей эффективности данного движения следует особое внимание уделять работе бёдер, они должны быть в плоскости, параллельной линии атаки. Таким образом, корпус разворачивается левым плечом вперёд, вы движетесь в направлении, противоположном атаке. Такое положение корпуса обеспечивает дополнительную защиту в том случае, если соперник решит атаковать вас следующим ударом, но не прямым, а с вращением корпуса (тенкан). В том случае, если он выберет подходящую дистанцию для такой атаки, то удар примет плечо. Но это не самое главное. Более важным элементом в этом движении является умение выходить за спину противнику. Поскольку на одно движение атакующего следует выполнять хотя бы одно защитное движение, то, кроме выбора правильной дистанции и траектории движения, требуется и использование скоростных качеств. Как их можно повысить, чтобы оказаться в безопасной зоне за спиной атакующего? Во-первых, правильное скольжение вдоль атакующей руки. Это встречное скольжение снаружи. В результате, как минимум, необходимо оказаться на линии плеч противника. Такое положение корпуса увеличивает скорость движения, т.е. уклоняясь от атаки, следует сильно отдёрнуть правое плечо назад, что даст дополнительный импульс движению. Далее, при дальнейшем движении, обязателен некоторый наклон корпуса чуть вперёд. Это позволит двигаться не переставляя ноги, а за счёт движения центра тяжести, ноги будут сами двигаться за телом для сохранения равновесия. При таком исполнении вы будете "вылетать" за спину атакующему. В основе данного иппона лежит третье базовое движение корпуса, но необходима в начале некоторая подкрутка корпуса, а в конце (если после ухода вы хотите контратаковать) — разворот на опорной ноге (циркульный разворот).
Иппон 4. Данное движение уже более высокого уровня. Оно и более эффективно, поскольку выполняется на более ярко выраженном поступательно- вращательном движении. Но, при этом, несмотря на внешнюю простоту, достаточно трудно в применении. В одиночном выполнении всё кажется простым. При парном исполнении — не у всех получается использовать данную технику в поединке. Поэтому, данному движению следует уделить гораздо большее время для тренинга. В этом движении также используется "принцип маятника", но с дополнительным вращением вокруг вертикальной оси, что и создаёт трудности при его исполнении. Первая трудность состоит в том, что скрещенная позиция при её неправильном исполнении является неустойчивой. Весь секрет в бёдрах — максимально плотно сожмите их, тем самым усилится ось вращения (корпус+ бёдра). Второе — для того, чтобы раскрутить маятник, "пружину" следует сжать — это первое, предварительное движение. Третье -движение входа может осуществляться под любым углом (как снаружи, так и изнутри), главное, идти на противника не грудью или спиной, а боком, уменьшая тем самым свою поражаемую поверхность. Четвёртое — контратака рукой наносится в данном иппоне с прогибом корпуса в пояснице. Это не только увеличивает силу удара, но готовит корпус к следующему возможному движению ( по тому же "принципу маятника").
Прим. Чёрная стрелка показывает вторую атаку нападающего. При изучении схемы иппон-кумите нападающий показывает только один удар рукой. При подготовке к спаррингу следует атаковать сериями (двойные и тройные — имитация+атака, имитация+ двойка).
Сокращённые варианты исполнения:
Иппон 5. Данная техника предназначена для ведения поединка на близкой дистанции. В этом случае техника перемещений сводится в движениям на ограниченном участке, когда дистанция является таковой, где каждая атака проводится в зоне досягаемости. При этом следует помнить, что оба противника находятся в зоне досягаемости друг друга. Разрыв дистанции назад или в стороны на первых базовых движениях, построенных более на поступательных движениях, чем на вращательных, не обеспечивает необходимой защиты. В то же время, близкая дистанция не даёт возможности для нанесения качественной атаки, требующей достаточной "траектории замаха". Как правило, в такой ситуации наиболее часто используются техники захватов и бросков. Но, оказывается, что возможна и эффективная ударная техника в данной ситуации. Для этого и используется пятое базовое движение корпуса. Это небольшие смещения с линии атаки с вращением корпуса и одновременным понижением центра тяжести. Сразу следует оговорить, что данная техника сложна в применении без её понимания и требует хорошей как физической подготовки, так и тактико-технической. Для успешного использования данной техники в бою следует осознать и выполнять некоторые требования.
1 — уход от атаки не следует выполнять на месте. Обязательно предварительное смещение (хоть и небольшое) с линии атаки в любом удобном для отхода направлении. Только после этого следует выполнять скрутку и одновременно понижать центр тяжести тела.
2 — следует очень активно использовать руки. Движения руками должны быть очень сильными и быстрыми. Эти движения должны обеспечивать защиту верхнего уровня, поскольку защищающийся находится не только в зоне досягаемости, но и под атакующим (поэтому следует помнить, что у атакующего возрастает арсенал его атакующих действий). Кроме того, наносимый контрудар должен обеспечивать некоторую задержку действий нападающего. Для этого необходимо знать возможные зоны контратаки и саму механику движения. Поскольку сам технический приём выполняется за очень короткий промежуток времени, и вы должны опережать действия противника, следует заранее знать реакцию нападающего после вашего контрдействия.
3 — для нанесения качественного контратакующего удара и дальнейшего движения требуется устойчивое положение. Здесь очень важна ритмика движения. Нельзя качественно ударить, не останавливаясь, тем более большинство атак в этом уходе выполняются по дуговым траекториям, что несколько снижает силовую составляющую удара (движение может пройти по касательной). То есть, в момент удара на мгновенье следует остановиться, а затем вновь продолжить движение, сохранив его единство и естественность. (Стоить, очевидно, упомянуть здесь, что такая ритмика наиболее практично отрабатывается в ката карате. Вот вам и связь между этими ката и отработкой базовых техник. Это просто информация к размышлению).
4 — для большего сохранения равновесия в момент контратаки и увеличения её эффективности следует максимально активно использовать силу кистей — они в данном случае будут выполнять роль "рулей", позволяющих быстро менять плоскость атаки, что очень важно на короткой дистанции. (Для этого в технике Школы используются некоторые стилевые ката и дыхательные ката).
Иппон 6. Данное движение состоит из двух составляющих — скрутка корпуса и вращение.
На первый взгляд оно кажется длинным и неэффективным в реальном поединке. Проанализируем это движение.
Во-первых, следует понимать, что все вращательные движения следует применять либо, когда вас атакуют несколько противников (чтобы направлять их атаки по касательной линии), либо при использовании противником серии ударов. Нет никакого смысла на простой прямой удар делать сложное вращательное движение. Итак, в этом движении противник атакует серией, на каждый удар вы делаете одно движение. По схеме — это 4 движения, при исполнении — всего 2. Таким образом, у противника есть возможность нанести только два удара, один из которых будет, по всей вероятности, подготовительным.
Поскольку, движение несколько растянутое, его следует "сжать". Достигается это уменьшением амплитуды движения. Т.е. первая его часть -вход на 4 б.дв. должен выполняться менее амплитудно и с большей подачей корпуса вперёд. При этом тело должно быть достаточно напряжено (вы двигаетесь навстречу атаки, и должны быть готовы, принять её на себя). Вторая часть — вращение должно быть быстрым и устойчивым.
Достигается это правильным формированием оси вращения -следует вытягиваться вверх (облегчая давление на землю) и максимально напрячь корпус и ноги (формируя сильную
линию оси вращения). При этом руки помогают вращению и готовят траекторию замаха для последующей контратаки.
Чем ближе вы будете при этом к противнику, тем безопаснее ваше положение. Формирование напряжения должно быть таким, чтобы ничто не гасило скорость вашего вращения ( на накаченных колёсах машина едет быстрее, чем на спущенных).
Контратакующая рука будет являться балансом для сохранения равновесия при вращении и, одновременно, элементом, контролирующем угол вращения.
Итак, рука взведена, всё тело натянуто, как струна, остается только отпустить "тетиву" и тело само "выстрелит". При этом последний шаг можно делать в любом удобном направлении, решая уже тактическую задачу.
Построим приблизительную общую схему всех шести движений:
Из этой, хоть и условной схемы, видно, что первые три движения выполняются снаружи от линии атаки, а вторая тройка движений (4,5 и 6) — изнутри атаки.
Все движения должны выполняться так, чтобы гарантировать успех в защите как при одиночной атаке (1 удар), так при серийной атаке (2-3 удара). Если это условие не выполняется, значит, в вашей технике существуют ошибки.
Далее приводится общая система блоков. При внимательном изучении данной схемы, ищущий ученик найдёт общие принципы построения.
1 — Защита верхнего уровня с понижением центра тяжести. Верхний блок.
2 — Защита среднего уровня снаружи атаки, сверху-вниз. Полукруговой блок.
3 — Защита среднего уровня изнутри атаки. Секущий кистевой блок.
4 — Защита верхнего, среднего и нижнего уровней (попеременно). Тройной блок.
Все данные блоки выполняются в направлении от локтя к кисти.
5 — Защита нижнего, среднего и верхнего уровней (попеременно). Тройной блок.
6 — Защита среднего и верхнего уровней изнутри атаки. Полукруговой блок.
7 — Защита среднего и верхнего уровней снаружи атаки, снизу-вверх. Кистевой блок вперёд с понижением центра тяжести.
8 — Защита верхнего, среднего и нижнего уровней. Двойной кистевой блок.
Блоки данной группы предполагают одновременную защиту двух уровней.
9 — Защита верхнего и среднего уровней. Счищающий кистевой блок с одновременной контратакой второй рукой.
10 — Защита верхнего и среднего уровней одной рукой от серийной атаки. Техника "запутывания" рук противника. ("Шнуровка").
11 — Защита верхнего и среднего уровней одной рукой от серийной атаки. Техника полукруговых секущих блоков.
12 — Одновременная защита верхнего-среднего и верхнего-нижнего уровней. Техника вращательных блоков.
Блоки третьей группы предусматривают одновременную защиту двух уровней сразу, а также возможность комбинирования защиты по разным уровням. Характерной особенностью данной группы является то, что блокирование является ударным, при этом атака наносится в области запястий (самое узкое и уязвимое место на руке), а также при этом используется дополнительная техника вывода противника из равновесия.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
Конкретная ситуация — это реальность, спонтанность — моя реакция на ситуацию.
Написать ответ
111 От : Афа
2004-06-17 10:46:15
То есть, в конкретных условиях вы поступаете спонтанно, а не конкретно? В чём смысл ваших действий — запутать других, или самого себя? Или это новый способ ухода от реальности?
Что в вашем понимании означает — "спонтанно" и, что — "конкретно"?
Написать ответ
102 От : Афа
2004-06-17 22:04:10
скорее всего — что в Вашем понимании означают данные слова! именно поэтому вам и были адресованны мои послания.
Если запутались — то не следует запутывать и других. Для того, чтобы учить, следует учиться ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. У вас есть потенциал, почему вы его не используете с максимальной отдачей?
Написать ответ
100 От : anavrin
2004-06-17 23:58:13
Тактично выдержал паузу. :)))
Трудно избавится от впечатления, что Вы загнались.
PS: потенциал поля, создаваемого системой зарядов, равен алгебраической сумме потенциалов, создаваемых каждым из зарядов в отдельности!
Я не пытался никого учить, а только сказал свое мнение по конкретному вопросу Анаврина. Я не претендую на истину в последней инстанции и всегда готов к конструктивному диалогу.
Написать ответ
97 От : anavrin
2004-06-18 14:59:46
Когда мы выходим из дома и обнаруживаем, что забыли деньги, ситуация оказывается «конкретной». Неприятно обнаружить отсутствие билета за 5 мин. до отправления поезда… Продолжить подобные примеры Вы сможете сами. В каждом случае можно подстраховаться….
Драка, ситуация в спарринге, навязанный конфликт, характеризуется подобной непредсказуемостью. По максимуму: даже если на тренировках большинство «конкретных ситуаций» на примерах техник 72 иппонов (а пусть даже всей таблицы школы) были показаны, отработаны и поняты, схватка все равно начинается с «белого листа». Даже стандартная атака обуславливается ее исполнителем и поэтому все равно неожиданна.
В какой «потайной кармашек» припрятать изучаемую технику, чтобы можно наперед быть уверенным в ее «спонтанной» работоспособности?