Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Ката — наука Мастеров
о методах совершенствования энергии

Дата: 2002.09.12

 

Впервые посетив Мьянму, мы столкнулись с тем, что в Школе обязательно практикуют раздел "ката". Для нас это было полной неожиданностью, поскольку мы не понимали, какая может существовать связь между древней семейной бирманской школой и японскими ката. Можете представить наше состояние — прозанимавшись длительное время в России техникой родовой школы и приехав для её дальнейшего совершенствования — а нас заставляют изучать японские ката! Если ещё добавить, что у нас было отрицательное отношение к данному виду, сложившееся в результате ситуации в России из-за соперничества школ на начальном этапе развития боевых искусств в нашей стране. Мы никогда не причисляли себя к сторонникам японского карате и считали, как и многие тогда, что именно наша Школа является самой лучшей. А уж в ката японского происхождения мы не видели ничего боевого, что можно использовать в поединке. А вот наши ката — исполнение быстрое, в реальном контакте сразу против нескольких противников и следует уложиться в норматив времени — вот это класс. Даже бой с тенью из техники бокса виделся более реальным упражнением, чем эти ката. Вот это было первое представление о технике ката.

Впервые мы столкнулись с ката на первой аттестации тренеров по карате, где этот вид являлся обязательным для сдачи экзамена и получения диплома. Преодолевая внутреннее сопротивление, мы двигались как истуканы, делая "нереальные движения" с одной лишь целью — получить диплом инструктора, чтобы потом официально заниматься боевыми искусствами.

Будучи в то время молодым и слишком самоуверенным в себе человеком, одним из лучших бойцов Школы "Чой-кендо", я нисколько не сомневался, что сдам этот раздел. ( Как я тогда был самоуверен — разучить 10 ката за три месяца просто невозможно, для этого требуются годы ежедневных тренировок). Я был очень удивлён, когда комиссия засчитала мне этот раздел автоматом. Теперь я считаю, это было большим везением, потому что то моё исполнение ката было совершенно бездумным, технически неграмотным и лишённым всякого внутреннего смысла. И сейчас мне было бы стыдно, если бы я выполнял их на экзамене и получил бы при этом диплом инструктора. Но ситуация сложилась так, что мне не пришлось демонстрировать моё "искусство ката". Такая поблажка была связана с тем, что на данной аттестации меня признали как бойца, поскольку я один из немногих добровольно выходил на спарринги с ребятами из Дагестана, которых тренировал Гусейн Магомаев. Это была очень сильная команда и это все прекрасно понимали. Но я тогда был молод, амбициозен, самоуверен и рвался кулаками доказывать преимущество нашей Школы. Но также я понимал, что здесь собрались лучшие представители боевых искусств со всей нашей страны (тогда СССР), и это отличный шанс проверить себя и ещё больше набраться бойцовского опыта. Выходя на поединок, о поражении я и не думал, я был настроен только на победу, поскольку безрассудно верил в совершенство техники Школы (как молоды мы были!).

Общепризнанным лидером в моём весе был замечательный боец Расул Чотанов, в скором будущем первый чемпион СССР по карате. Я многому научился , спаррингуя с ним и наблюдая за его поединками.

Как я уже говорил, на этой аттестации собрался весь цвет наших отечественных специалистов по боевым искусствам. Поэтому на уроках по спаррингам, мало кто хотел "терять своё лицо", стараясь избегать попадания в пару с кем-нибудь из команды Магомаева — это был 100% -ный проигрыш. Мне же терять было нечего, кроме того я был абсолютно уверен в своих способностях (мне бы сейчас такую же уверенность) , и я выходил на эти бои безо всяких колебаний. И это дагестанцами было оценено и у меня с ними сложились в дальнейшем дружеские отношения.

Вот и аттестационный бой. Вызывают Расула Чотанова. Поскольку бои шли в зачёт, никто не хочет выходить, ведь никому не хочется проиграть и не получить диплом. В зале повисла тишина, а затем послышалось нервное перешёптывание, кто же осмелится выйти. Вызывают желающего, Расул стоит и ждёт. Я взглянул на Володю Толстикова, он был старшим представителем нашей Школы на этой аттестации: "Можно?" "Нет, ни в коем случае, проиграешь. Сиди и жди",- был ответ. Но внутри я уже принял решение — я хочу, я могу выиграть и я выиграю — выходя к улыбающемуся Расулу, я услышал, как облегчённо выдохнул зал. Этот бой был для меня ещё одной ступенькой в мир боевых искусств. Я говорил, что многому научился у Расула. Я вёл по очкам, но после сигнала рефери о конце схватки, довольный собой, сразу же расслабился и опустил руки… и получил такой удар в лицо, что на следующий день (экзамен по ката) моё лицо было одним сплошным синяком.

В таком виде я и явился на экзамен. Комиссия, по всей очевидности, была в курсе вчерашних событий. На лицах появились улыбки, они о чём-то переговаривались. Ожидая сигнала о начале, думал:" Смейтесь, смейтесь. Всё равно я сдам и получу этот диплом". Меня подзывают к столу и объявляют, что засчитывают мне экзамен за проявленный вчера характер.

Как в тумане (видимо от счастья) поднимаюсь на балкон и сажусь на скамейку — на площадке Расул Чотанов делает ката. Подходит ко мне сам Виталий Пак. Суперзвезда нашего карате! Протягивает руку:"Поздравляю! Это он тебя так?"-кивая на Расула,-"Отличный боец!" От такого внимания я был безумно счастлив и, глядя на выступление Расула, подумал:"Да, отличный боец, но и ката делает изумительно, я бы так не смог, а ведь он тоже практикуется по своей Школе, а не в карате". Это был ещё один урок, преподанный мне Расулом Чотановым.

Таким образом, данный аттестационный период позволил мне понять, если хочешь стать настоящим Мастером, нужно не только уметь драться, нужно совершенствовать своё внутреннее состояние.

Боевое искусство — это искусство Духа, который настоящий Мастер может продемонстрировать в любых движениях, комбинациях, стойках, ударах и т.д. Спасибо, Расул!

Внешние формы — это проявления внутренней энергии. Если Вы можете контролировать своё внутреннее состояние, то внешне Вы можете проявлять любую форму активности (действий, движений). Таким образом, можно использовать формы ката (как вид внешней деятельности) для достижения внутреннего спокойствия и повышения своего жизненного Духа.

Вернёмся в Мьянму. В первый же наш приезд вместе с А. Хохуновым нас попросили исполнить несколько ката, на выбор. "Всё правильно, но есть некоторые тонкости" — и ученики Мастера У Таунг Дина показали своё исполнение тех же ката. Я считал, что многое знаю, многое умею, но то, что я увидел, очаровало меня. Для себя я понял, что мне предстоит ещё очень многому научиться — мои ката требовали совершенствования.

Когда ученики Мастера исполняли ката, я видел и чувствовал, что каждое их движение настоящее, наполненное какой-то неведомой силой. Это зрелище пробудило во мне внутреннее понимание, чувствование, что каждое движение — это проявление особенной энергии. И вот именно это проявление энергий и лежит в основе всех техник. И я подумал: "Если ты считаешь себя мастером (хотя так я не считал, но надеялся) и можешь владеть внутренними энергиями-состояниями, то ты сможешь сделать любую технику, разучить любую ката, любой школы, но ты должен научиться ощущать и передавать её внутренний смысл. Тогда наблюдающие скажут — Да, это настоящий Мастер!"

Так что не следует своё нежелание учиться дальше, прикрывать технической стороной движений, утверждая, что это японская техника и к Школе они никакого отношения не имеют, и поэтому изучать их не следует. Да, внешние формы никакого отношения не имеют, а внутренние? Проявление энергии является разнообразным и не следует сводить это проявление к одному единственному. Да это просто и невозможно.

Необходимо научиться чувствовать эти внутренние ощущения, понять их и научиться управлять ими. Школьная таблица, переданная нам Г.В. Поповым, построена именно по методике изучения этих энергий. Через внешние технические действия, от простого к сложному, мы постигаем эти тайны, которые порой трудно объяснить словами, поэтому мы объясняем их жестами.

(Кстати, уже всем известно, что существует язык жестов; а выражение внутреннего состояния через танец!) Чем ближе мы приближаемся к канону, тем ярче проявление этих энергий. Вот поэтому я стремлюсь восстановить таблицу в её первоначальном виде (изучение техники Мастера) — то, что мы достигали годами, следующие за нами смогут осваивать гораздо быстрее, и при этом как техническое, так и моральное состояния будут развиваться гармонично, без всяких перекосов, которые, к сожалению, присутствуют на данный момент.

В таблице Школы присутствуют 4 базовых ката. Но, кроме них есть ещё небольшие комплексы, состоящие из нескольких движений (энергий, структур). Разучиваются эти комплексы обычно достаточно легко и быстро, а отрабатывают их ежедневно, на протяжении многих лет. Мастер У Кхин Хлейн показал нам несколько таких комплексов, над которыми сейчас идёт постоянная работа. И это оказалось не так просто, как выглядело первоначально.

Далее, комплексы усложняются. Раньше Г.В. Попов говорил нам, что все четыре ката можно выполнять последовательно, не останавливаясь. Это же я услышал и от Мастера У Кхин Хлейна! Именно в этих комплексах (ката) Мастера зашифровали суть воинского искусства. Постоянно выполняя их, ученик изучает не только технику, но и учится различным способам проявления энергий. Очевидно, это одна из причин, почему все Мастера постоянно практикуют ката и придают им такое большое значение.

Следует также учитывать, что некоторые ката пришли к нам из далёкого прошлого и насчитывают не одно, может быть, тысячелетие. Эти комплексы составлялись, обдумывались, проверялись многими поколениями Мастеров. Для их конечной формы (дошедшей до нас) была положена не одна жизнь. Вот почему я так бережно отношусь к тем формам, которые передают нам Мастера Школы, которые были переданы им предыдущими Мастерами. Это отношение усиливается ещё и тем, что Школа Шанги является (теперь, возможно, следует говорить — являлась) семейной. А все семейные Школы во всех странах очень тщательно копили и сохраняли всю информацию.

Правильные движения — это правильный метод проявления как энергии, так и духа.

Мне кажется не совсем правильным, когда ката разделяются на внешние и внутренние. Так как все ката базируются на Знаниях, передаваемыми Мастерами из поколение в поколение, то внутренняя составляющая в них обязательно присутствует. Можно, конечно, условно разделить техники на внешние и внутренние, но, в таком случае, к внешним техникам я отнёс бы только соревновательные виды, где главным является зрелищность и существуют ограничения в применении многих техник. При этом, совсем не значит, что спортсмены при подготовке к соревнованиям не используют методики внутреннего направления. Более верным было бы разделение на старые формы и новые формы. Старые формы следует тщательно изучать для совершенствования внутреннего состояния. Часто, на первый взгляд, они могут показаться просто элементарными. Но, когда начинаешь их постоянно практиковать, то удивляешься, как возможно, так просто и так кратко сформулировать столько принципов! И как долго и тщательно придётся работать над этими "простыми и легко разучиваемыми" комплексами!

Вероятно, именно поэтому, Мастера передают эти комплексы избранно, только способным почувствовать и понять их огромное значение в приобщении к миру боевых искусств?

Мне кажется, следует с большим доверием относиться к комплексам, разработанным Мастерами прошлого и переданными вам из рук в руки. Вы только подумайте, что работа многих поколений Мастеров Боевых Искусств находится в ваших руках. Вы являетесь Хранителем и Продолжателем этих Знаний! И теперь вы просто обязаны освоить эти методы, дополнить их своими знаниями и передать дальше!

Не следует также преуменьшать значение современных техник. В бою многое зависит не только от техники, но и от исполнителя. Можно знать ограниченное количество приёмов, но делать их высококлассно, из любых положений, часто абсолютно нестандартных и неправильных (именно таким я пришёл к Герману Васильевичу), но ни один боец, обладающий большим запасом техники, но неотработанной до совершенства, не сможет противостоять вам. Очевидно, следует сочетать современные техники (реальные и направленные на быструю победу) и внутренние. Это, вероятно, будет идеальный вариант на современном этапе развития боевых искусств. При таком подходе современные техники постепенно будут наполняться внутренним смыслом и становиться более эффективными.

Изучение внутренних и внешних техник позволяет увидеть различные аспекты боевых искусств. Чтобы добиться совершенства, следует изучать их совместно.

Ката — это большая и постоянная работа по огранке и шлифовке техники. Ученик должен стремиться к тому, чтобы, достигнув определённого уровня, внешние формы дали толчок сознанию. Круг должен замкнуться и превратиться в шар, где нет ни начала, ни конца. В результате получатся необычные, непредсказуемые движения, изменяемые именно в момент изменения ситуации.

Эту идею я слышал и от современного Мастера, моего Учителя, Германа Васильевича Попова, и от Мастера, У Кхин Хлейна, передающего мне Знания прежних поколений.

Закончу словами известно современного Мастера Дэвида Эйрза: "Только путём изучения фундаментальных принципов любого искусства можно по-настоящему понять его, совершенствоваться и стать хорошим Мастером."


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanritclub.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru