В этом 2006 году мне вновь посчастливилось встретиться с Учителем Saya Gyi Minn Yekkha. Если год назад я был просто гостем на Чемпионате Мьянмарских боевых ис-кусств, то в этом году стал студентом этого Учителя. Признаюсь, для меня это было неожиданностью. Учитель Minn Yekkha является в Мьян-ме не только гранд-мастером боевых искусств, но и автором многих книг по боевым искусствам. Было очень прият-но, когда всей команде он подарил свои книги с авто-графами и сказал, что будет очень рад, если эти книги со временем будут переведены на русский язык.
Так что Путь, начатый моим Учителем, Г.В. Поповым, как теперь совсем очевидно, продолжается в нужном и правильном направлении. В своё время точно также Мастер У Таунг Дин передал информацию для Г. В. Попова для её реализации в России. Точно также сейчас мы получили ещё огромный пласт информации – и всё это для нас, для наших поклонников мьянмарских боевых искусств, для нашей страны!
Странно? А вот мне это уже не кажется странным. Я вижу в этом определённую закономерность. И она меня радует и заставляет двигаться всё вперёд и вперёд. Как бы мне не хотелось остановиться, остепениться и вести размеренный и спокойный образ жизни, меня всё больше и больше тянет в Мьянму, боевые искусства раскрываются передо мной всё в новом и более красочном свете. И сейчас я могу точно сказать, что я счастлив от того, что судьба сложилась именно таким образом.
Перед отъездом мои ученики передали мне список вопросов, которые они хотели бы узнать. Я и сам, конечно, мог ответить на них, но мне хотелось, чтобы эти ответы были получены прямо из первоисточника. Речь не о недоверии лично мне, это моя личная инициатива, чтобы информация была максимально близка к источнику. Этим я проверяю лишний раз и самого себя.
Ответы получены. Также, как и много другой информации сверх норматива. Очевидно, Учитель Saya Gyi Minn Yekkha оценил качество вопросов и направление мыслей моих учеников. В результате, было показано и объяснено очень много, точнее, значительно больше, чтобы не терять времени и продвигаться дальше. И теперь я радуюсь не только за себя, но и за тех, кому передаю свои знания, и не только своим ученикам, но и всем приходящим на семинары – у всех есть шанс получать Знания Мастеров.
Saya Gyi Minn Yekkha, несмотря на свой возраст (64 года), все, абсолютно все формы, выполнял вместе с нами. Вернее, мы выполняли за ним. Потом были объяснения. А, когда мы отдыхали, Saya Gyi Minn Yekkha демонстрировал нам другую технику, основанную на тех же принципах, или совершенно противоположную. А дальше, вновь становился перед нашей шеренгой и все вместе мы продолжали под его команды выполнять упражнения.
Все упражнения выполнялись до тех пор, пока все вместе мы не начинали делать форму без ошибок. Даже одна ошибка не могла сделать нам скидку – вновь и вновь. И при этом он делал всё это вместе с нами!
Точно также, я думаю, обучали и У Таунг Дина. Также и Saya Gyi U Thaung Din обучал и Г.В. Попова. В первые годы, когда я обучался под руководством Г.В. Попова, он сначала абсолютно также использовал этот метод. Кольцо замыкалось, и это только радовало, поскольку доказывало правильность и истинность столь длительного Пути во времени. Мы были людьми одного круга. И Saya Gyi Minn Yekkha в очередной раз подтвердил это, сказав слова своего наставника, оценивая наши успехи: «Мы родились Воинами».
В результате этих занятий, я понял, что если существует такое понятие, как ШКОЛА, то её основа должна быть единой вне зависимости от национальности, места жительства и прочих условий — то есть база должна быть единой и выполняться по единым правилам с едиными требованиями ко всем практикующим данное направление.
Более того, как я уже ранее писал: «Школа – союз воинов разных времён!»
Вспоминая множество просмотренных интервью с мастерами боевых искусств, я постоянно вижу и слышу практически одни и теже слова — все они обязательно повторяют одно и то же: «Постоянно тренируйте базу, и тогда вы сможете понять стиль или школу, которыми вы занимаетесь, которые вы изучаете».
Требования всех зрелых мастеров – эту базу (вне зависимости от направления) следует выполнять точно и чётко, а самое главное – регулярно. Если же базовая основа искажается (из-за отсутствия информации, её недостатка, или неких других причин) то эту технику уже нельзя считать именно этой школой. Это уже другая школа. И вот тут начинаются поиски названия этой, иной, школы. Если в восточных странах ещё соблюдаются некие традиции в решении этого вопроса, то у нас это, к сожалению, приобретает весьма карикатурный вид.
Какова базовая основа стиля Мастера У Таунг Дина (Saya Gyi U Thaung Din)?
Очевидно, чтобы правильно понять стиль, следует понимать его базу, принципы построения и способы реализации этого в поединке.
Мастера таинга утверждают, что следует знать оба направления – бандо и банши. Тогда вы можете считать себя знатоком или экспертом таинга. То есть, существуют две составляющие, не существующие раздельно друг от друга. Это техника боя с оружием и без оружия. И мастер обязан знать обе эти составляющие.
В стиле мастера У Таунг Дина мы встречаемся в первую очередь с каратэ и айкидо. Для новичков, да и не только новичков, следует признать, это весьма и весьма неожиданно. А где же та школа, о которой столько нам рассказывал наш Учитель из России? Те, у кого возникали сомнения в своём Учителе – практически ничего и не могли получить, кроме разочарования. Более настырные и умные – начинали поиск – ведь не мог же Учитель, не должен был, всё это время обманывать нас. Боевое искусство не учит обману. Хитрости, маневренности, тактике – да, но обману – нет и никогда!
Те, кто в России видел таблицу Школы, мог видеть её только в том виде, в котором она представлена Основателем Школы. Выглядела она в виде клеточек, расположенных по определённой системе. Кстати, в альбоме «Сань-Хуан-фа» эта таблица есть.
К примеру, возьмём маленький кусочек из этой таблицы и рассмотрим его – раздел «таи-сабаки» — техника уходов с контратакой. Выглядит это самое простое звено следующим образом:
Это стандартное звено таблицы. А теперь просто исключим линии, а в местах их пересечения поставим кружки (или столбики, или камушки):
Теперь мы видим блок-схему, состоящую из 12 элементов. Вот на этой схеме и развиваются основные технические и тактические действия, присущие Школе. А дальше, больше – это стандартная схема из техники ТАИНГА.
Таким же образом можно разложить и технику, называемую в таблице мастера иппон-кумите, рендзоку. Да, это названия японские, только техника мьянмарская. Например, раскладывая раздел «рендзоку» — или атака на три движения, мы можем сразу же увидеть и «змеиную» дорожку. Но на самом деле – это движение на противника с постоянной сменой своего положения. Теперь это принято называть «качанием маятника». Говорить о «маятнике» и о том, как его качать, стало даже модным. Маятник качается просто – «туда-сюда», а вот выполнить его почему-то не могут правильно. Только говорят. А почему? Да просто потому, что не ходили по столбикам и камушкам. Попробуйте, и мифическая супертехника превратится в самую обыкновенное и естественное движение, доступное каждому, кто это поймёт.
Таким образом, тот, кто утверждает, что знает стиль мастера У Таунг Дина должен знать три составляющие этого стиля:
систему каратэ
систему айкидо
систему таинга
Оговорю тот момент, что системы каратэ и айкидо не изучаются в чистом виде (на данном этапе существуют слишком много направлений этих систем, а также отдельных нюансов в каждом направлении даже одной системы). Напомню лишь, что мьянмарцы всегда говорили и писали – не каратэ, а Мьянмарское каратэ, не айкидо, а Мьянмарское айкидо. На данном периоде развития Школы на это уже следует обращать особое внимание.
Кроме того, мы знаем, что Мастер У Таунг Дин обучался основам каратэ у японского мастера Мурашигэ. Но я уверен, что это было не то каратэ, которое широко известно сейчас в спортивном мире. Очевидно, это была техника, привезённая на Окинаву и Японию из Китая, из которой уже потом создавались современные формы – ката.
Моё мнение основывается на тех пяти основных формах, называемых в Школе комбинированные ката. Эти формы практиковались Мастером ещё со своими первыми учениками. К счастью, от одного из них (Майкл Джи) мы эти формы получили и изучили, а теперь постоянно практикуем.
Не знание какой-либо из этих составляющих – это сигнал не только о незнании техники и тактики стиля, но и о непонимании его истории развития и принципов, лежащих в его основе.
Мастеру У Таунг Дину удалось создать свой стиль благодаря следующим составляющим:
а) Он был уже сложившимся мастером мьянмарского боевого искусства, называемого «таинг»;
б) Он был творческой личностью, не боявшейся экспериментировать на основе своих знаний;
в) Он сумел понять и правильно оценить сложившуюся в тот момент ситуацию в стране.
Японцы стимулировали развитие боевых искусств Мьянмы и их слияние с японскими, обогощая тем самым боевые искусства вообще.
Слияние боевых искусств Мьянмы на основе системы таинга только увеличивало эффективность системы айкидо. То, к чему стремились в то время мастера айкидо, к комбинаторике движений, Мастер У Таунг Дин на основе системы таинга уже демонстрировал им. Именно поэтому японские мастера были восхищены его техникой и дали ему возможность тренироваться с признанными мастерами Мурашигэ и Ямагучи.
С каратэ было ещё проще. Получив основу каратэ У Таунг Дин от мастера Мурашигэ, остальные формы он самостоятельно изучал по книгам. Его сын часто показывал нам эти старые книги с формами каратэ. Именно таким образом изучали каратэ и многие его ученики – по книгам. Когда я впервый раз попал в дом мастера, то и обучение началось с форм каратэ. Неожиданно? Для меня – более чем. Не это я ожидал увидеть, а тем более изучать. Студенты мастера обучали меня формам, изученными ими по книгам. Именно это вызывало моё неудовольствие. Несмотря на прекрасное исполнение форм, они не могли передать мне, в чём же всё-таки отличие, где та изюминка стиля Мастера в этих формах. Но некоторые движения мне запали в сознание, поскольку были похожи на те, которым я обучался в Москве. Позже, я встретил эти движения и в шанских формах.
Сейчас для меня стало проясняться, что я могу объяснить мьянмарцам особенности стиля мастера, а не они мне. Потому что я не остановился на заучивании форм, которые с ещё большим успехом можно в данное время изучить и в Москве, а пошёл несколько дальше и стал изучать традиционные техники — Мьянмарский Таинг!!!
Мне не хочется утверждать, что Мьянмарский Таинг, шанская техника, или техника Мастера У Таунг Дина, техника «Чой-кендо» – это самые лучшие, самые эффективные системы боевых искусств. Это лично для меня данные системы являются таковыми, поскольку я их пониманию и постоянно практикую. Есть много других, столь же эффективных систем, но поскольку система работает через человека, всё зависит только он нас самих. С одной стороны – человек ищет и старается понять систему. С другой стороны – система даёт человеку реализоваться. И лично я стремлюсь реализовать себя максимально. Школа Мастера У Таунг Дина – это отличный полигон для поиска и реализации своих возможностей в этой жизни.
Начните сначала. Так что, желаю всем поклонникам Мастера успехов в их поисках!
P.S. Прилагаю статью Saya Gyi Minn Yekkha
«MYANMAR THAING. MYANMAR MARTIAL ARTS»
“Myanmar Martial Arts”, as it is known by English speaking people is called “Thaing”. It is after all an art of self-defence. It may either be unarmed combat or armed combat. In Myanmar language, we called armed combat: Banshay.
In Bando we used no weapons to defend ourselves.
In Banshay, we used either sword, stik or stuff, or (any weapons) to defend ourselves.
Those who is skilful in these two combats are known to be Thaing expert. In order to be a Thaing expert one should know these two kinds of combat: Bando and Banshay.
The rhythmic movements of head, waist, legs and arms is known as dance. In this dance we depict the manner of defensive techniques and offensive techniques is known as combat-dance.
The double swords methods (some called as Myanmar Fencing) that we are learning or practicing are not dance. It is called combat sword dance.
A graded series of steps and movements practiced in succession is quit rhythmical, and anyone with talent for combat-dancing (with swords or without swords) will find it quite amusing. As a matter of facts, dancing with sword (or without sword) is a mean of acquiring skill and dexterity in the Myanmar art of fencing (Myanmar Double Handed Swords technique) or Myanmar Art of empty hand style.
Saya gyi Minn Yekkha 29-11-06
B.A (MAR), H.G.P, R.L, (ADVOCATE)
Chief Instructor
“THE FIGHTER” Myanmar Martial Arts Institute
Executive Committee Member of Myanmar Thaing Federation
Executive Committee Member of Myanmar Thaing Academy for Administrative Committee
Higher Grade Instructor of Myanmar Thaing Federation
Мастер Saya Gyi Minn Yekkha демонстрирует технику с двумя мечами
Мастер Saya Gyi Minn Yekkha с двумя своими ассистентами и группой из России
Мастер Saya Gyi Minn Yekkha и Виктор Смирнов в перерывах между тренировками
Мастер Saya Gyi Min Yekkha с ассистентами U Aung Kyaw San и U Win Htein
Фотографии сделаны Белкиным Владиславом и Мигелем Алексеем Мьянма, побережье Бенгальского залива, ноябрь-декабрь 2006 год
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.