Какие только мнения не существуют по этому поводу, какие только теории не развивались. Но всё же техника этого стиля остаётся труднодоступной в понимании и трудно исполняемой в поединках, как говорят некоторые.
Попробуем разобраться, действительно ли это столь сложная техника, доступная лишь незаурядным личностям? Или стоит понять и изучить её базовую основу, и начать использовать и применять.
Итак, разберём некоторые маятники, которые мы можем ежедневно встретить в нашей жизни.
Первый маятник. Представьте себе колокол, самый обыкновенный колокол. Этот «механизм» мы встречаем практически во всех религиях (как определённый символ), так и во многих практических механизмах (колокольчик, звонок, рында).
Следует, конечно, несколько оговориться, что это движение в реальности реализуется двумя способами – качание в одной плоскости, или вращение, причём, может быть, и совершенно хаотичными движениями, без соблюдения всяких «правил в направлении» вращения. Вспомните свой первый или последний звонок в школе. Первоклашка, не зная никаких законов и принципов, размахивает колокольчиком так, что все слышат его звон – а это означает, что результат достигнут!
Итак, первое движение — это движение какого-либо предмета, «свободно» (надеюсь данный термин понятен и не вызовет технических объяснений в данной статье) закреплённого в верхней своей точке. Подойдите в зале к боксёрскому мешку и толкните его. Он самым естественным образом начнёт раскачиваться. Может быть, в плоскости, туда сюда; может быть, вращаясь в любом направлении, а затем, раскручиваясь в другом направлении. Как вы думаете, знает ли мешок какие-либо законы? Очевидно, нет, но подчиняется им, именно потому, что это – закон!
Таким образом, наш первый маятник может реализовываться двумя способами – качением и вращением относительно закреплённой верхней точки.
Второй маятник. Теперь возьмём гибкий шест и воткнём его в землю. То есть используем неподвижной нижнюю точку. Если оттянуть закреплённый таким образом шест за его верхний конец, а затем, отпустить, то получим иную форму маятникового движения.
Это есть не что иное, как использование верхнего плечевого пояса по тем же, маятниковым, законам. Кстати, этот принцип долгие времена используется в боксёрской технике финтов. Так почему от него надо отказываться? Или он не работает? Или все боксёры и их тренеры делают глупости, если пользуются этим принципом?
Тогда почему в иных, вернее и точнее «поклонниками» и «знатоками» стиля Чой, этот принцип вообще не воспринимается?
Напомню вам переднюю позицию из каратэ, называемую зенкутсу-дати. В первых публикациях о боевых искусствах в нашей стране её очень часто называли позицией лука или позицией лучника. А вот теперь попробуйте изобразить лучника, натягивающего тетиву своего лука. Какая часть вашего тела (верхняя или нижняя) движется?
Таким образом, этот второй маятник также очень эффективен в поединке, поскольку позволяет при относительно неподвижных ногах, использовать манёвры корпусом, не оставаясь статичной мишенью. Этот способ может также использоваться как в плоскостном движении (вперёд-назад, из стороны в сторону), так и при вращении (в любом направлении, в зависимости от ситуации).
Третий маятник. Добавим ещё один принцип – пружина. (Сжатие – расширение, более точная формулировка этого принципа. Но «пружина» — более наглядна, поэтому так этот принцип и назовём). Данный принцип каждый может продемонстрировать себе на следующем примере. Возьмите любую пружинку. Можете её сжимать, хоть в вертикальной плоскости, хоть в горизонтальной – пружине всё равно, она же не знает никаких законов, она просто им подчиняется! Сожмите её и отпустите. Вот и вся демонстрация. Всё это можно представить даже и без всякой пружины.
Ещё более доступный пример с демострацией – это попытка утопить мячик и отпустить его. Зачем этот пример? Он выскочит из-под воды по определённой траектории. И каждый раз эта траектория будет иной, в зависимости от точки и вектора приложения вашей силы к мячу. Но он будет подчиняться закону и выскакивать из воды.
Ну и ещё проще – постучите мячом об пол. Посмотрите игры – баскетбол, гандбол. Сколько движений, сколько направлений движений мяча от пола – но принцип только один.
Итак, при использовании третьего маятника совершенно не важно в каком направлении производится сжание (горизонтальное, вертикальное, угловое), важно сжатие (направление двух сил) с двух концов к центру!
Четвёртый маятник. Ну и осталось закрепить оба конца маятника. Можем в этом случае использовать этот принцип? Легко – струна!
Напоминаю, хотя уверен, что многим практикующим боевые искусства эта цитата из «Сунь-цзы» давно знакома. Глава 11. «Девять местностей».
13. Поэтому тот, кто хорошо ведёт войну, подобен Шуайжань. Шуайжань – это чаньшаньская змея. Когда её ударяют по голове, она бьёт хвостом; когда её ударяют по хвосту, она бьёт головой; когда её ударяют посредине, она бьёт и головой, и хвостом. Чаншань – гора в северном Китае, почитавшаяся священной. По легенде, там жила двуглавая змея, непобедимая для врагов.
И не из этого ли принципа Школу ещё называют «Школой Змеи»?
Если вы действительно стремитесь постичь Школу Мастера У Таунг Дина, следует во всей технике смело использовать перечисленные выше принципы. Отказываясь, вы тем самым сами обедняете свой арсенал и делаете технику не пригодной для использования в реальном поединке.
Несколько слов о том, что касается Базово-кустового метода Г.В Попова. К сожалению, данный метод хорош только в демонстрационном виде, это во-первых. А во-вторых, он пригоден только при очень малом и достаточно примитивном объёме и уровне техник. То есть, если необходимо быстро подготовить команду для реальных боевых (военных) действий так, чтобы бойцы знали рукопашный бой, могли пользоваться сапёрной лопаткой, штык-ножом и автоматом как средством, если в нём закончились патроны. Это всё реально в условиях очень ограниченного времени только при изучении очень малого объёма. Именно для этих целей и для этих условий данный метод пропагандировался в то время. То есть, к изучению предлагались всего несколько движений. Как показала практика, не более трёх. Четвёртое, если и изучается, но никогда не применяется, поскольку требует гораздо большего уровня и времени наработки. Я это знаю не понаслышке, а поскольку сам много раз ассестировал Г.В. Попову при работе с группами ВДВ.
Не стоит забывать, что это не школьный метод – в штаб-квартире У Таунг Дина этот метод никогда не применялся. Тем более, при изучении техники.
В своё время, мне на семинаре в Мьянме для военных атташе нескольких стран (можно посмотреть фотографии в галерее) пришлось демонстрировать этот метод. Отмечу, что все присутствующие на этом семинаре имели квалификации не ниже чёрных поясов. Во избежании всяких подыгрываний и недопонимания я выбрал тактику –демонстрировать технику прямо на них. Это было и наглядно, и чувствительно. Причём, техники первого уровня (условное название №1-3), ещё могли быть повторены, хоть и в замедленном темпе. Но более высокие техники вызывали только восхищение, но повториться не могли. И это при том, повторяю, что люди были подготовлены на уровень чёрных поясов!
Далее, вспомним слова самого Г.В. Попова о том, что эту идею (БКМ) подал ему его ученик Андрей Попков. Да, он был хорошим бойцом в рукопашных схватках. Но при этом никогда не стремился к изучению боевого аспекта. Тем более оружия. Он и сейчас продолжает преподавать свою систему, основанную на знаниях, переданных ему Г.В. Поповым. Как он называет свою систему, не знаю. Но те, кто занимается этим оздоровительным направлением, отзываются о нем с огромной теплотой и удовольствием от полученных результатов.
Вернёмся к базово-кустовому методу. Мы остановились на оружии. Каждое оружие обладает своей спецификой использования. Думаю, тут даже не стоит и объяснять много. Можно бить палкой, как мечом, но нельзя бить мечом, как палкой! Согласитесь, что техника джи-сай-бо (две короткие палки) при внешней похожести, является отличной от боевой техники хэй-джи-до (парные бирманские мечи). Поэтому БКМ может быть использован только на начальных этапах, и для весьма ограниченных задач, не более.
Заключение.
Несколько лет назад на сайте была опубликована статья «Реальность базово-кустового метода и его эффективность в реальном поединке». Также эта статья вошла в мою книгу «Шанги – боевое искусство мастеров Мьянмы».
Из этого материала хочу выделить два своих вывода:
1 — Базово-кустовой метод — это не метод ведения боя. Это методика освоения техники рукопашного боя и техники боя с оружием на единой базовой основе.
2 — Совместное изучение БКМ, Стиля У Таунг Дина и техники «Шанги» привели меня к пониманию того, что в боевых искусствах не должно быть пределов, что в бою следует быть свободным от всяких стилей, что знание придёт из вашего сердца, если оно открыто.
Тем, кто заинтересуется этими вопросами и захочет получить дополнительную информацию, рекомендую прочитать и обдумать эту статью.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
Компактно, понятно и с четко выраженной позицией! Спасибо!
Написать ответ
142 От : Большаков Андрей
2005-10-01 21:17:22
Всем привет. Я к сожалению на время выпал из процесса обсуждения, был занят организацией работы групп в клубе. Обещаная мной статья скоро будет готова. Так что будет возможность услышать альтернативное мнение, коли будет на то желание.
Надеюсь, что Герман Васильевич найдет время зайти на сайт и ознакомиться со статьей Виктора Валентиновича. Интересно его мнение.