Много различных легенд и мифов породил данный раздел техники. Отмечаю сразу — техники!
Многим ученикам "третий комплекс" казался самым секретным и самым нужным, поскольку, казалось, что после его изучения становишься обладателем неких сверхестественных сил. И тогда — всё, ты уже мастер и, "никто уже не может сравниться с тобой"! Главное — уже не нужно столько "пахать" в зале, ты и так уже "самый-самый". К сожалению, именно такие мысли притягивали многих к данному комплексу.
Только многие забыли, что вся сверхестественность уже есть в каждом из нас. Надо только развить её и научиться ею управлять, и управлять во благо, а не для демонстративного показа. Обладающий истинной силой всегда скрывает это от других, понимая всю ответственность за её применение. А когда он её использует, то старается сделать добро таким образом, чтобы об этом ( о том, что это именно он сделал) никто не узнал. Добро делается только во имя добра, а не для личного возвеличивания.
Многих учеников интересует, есть ли связь между первоэлементами и добродетелями. Естественно, она должна быть. Дело в том, что система первоэлементов, зашифрованная в разделе техники, называемом "третий комплекс", направлена на то, чтобы максимально пробудить в ученике все его качества. Поскольку каждый человек обладает как хорошими качествами, так и плохими, то все они начинают очень ярко проявляться в обычной жизни. Выражается это в .... том, что ученики задают подобные вопросы о первоэлементах и о других более высоких уровнях техники. А зачем, неужели они всё отработали на других, своих уровнях? Или, это прикрытие разговорами о добротелях своих не лучших качеств, которые так и рвутся наружу?
И, как обычно, самые отрицательные и самые яркие качества ( проявление агрессии, страха, ненависти и т.д.) проявляются быстрее всего. Вернее, их проявление в жизни становится более ярко видимым. Вот для компенсации этих негативных качеств и призваны добродетели.
Следующий вопрос — как могут добродетели развиваться? В Мьянме, например, не существует специального раздела с первоэлементами, это просто один из разделов высшего уровня работы. Отметим сразу, почему в Мьянме такое отношение к первоэлементам.
Во-первых, это страна, как и многие другие восточные страны, обладают своей специфической системой воспитания. То, что у нас необходимо объяснять и доказывать ученикам, то там это естественным образом принимается как аксиома, поскольку исходит либо от старшего, либо от Учителя.
Во-вторых, естественное отношение к сверхестественным силам. Каждый имеет к ним доступ, каждый имеет право с ними общаться столько, сколько считает нужным. Обратите внимание, сколько на востоке, храмов, мечетей, пагод, ступ и других культовых сооружений, предназначенных для общения со Сверхестественным.
В-третьих, каждый в этой жизни выполняет именно своё предназначение. Каждый должен выполнить максимально хорошо именно свою задачу, за самого себя, а не за кого-то другого. Тогда, в последующей жизни, может быть, он получит большее, а в этой — следует трудиться на своём месте.
Итак, вернёмся к технике.
Те мои ученики, которые проходили раздел первоэлементов, не все достигли положительных результатов. Почему? Прежде всего, из-за отношения к данному разделу, как к некоему мистическому, ожидание чего-то сверхестественного. Чего, они и сами не могли сформулировать даже в своём уме. Если не знаешь, чего ты сам хочешь, что же ты можешь получить, что тебе могут дать? И вот это следущий вопрос — почему, кто-то должен что-то давать? Это показывает только желание отказа от работы, от борьбы за свои же качества, возложение ответственности за свои недоработки на других. Мы хотим только иметь, и самое лучшее, дайте нам это. А что это, они и сами не знают.
Я всегда настаивал на том, чтобы упражнения, выполняемые с первоэлементами сочетались с выполнением боевой техники. При этом пробуждённые качества и мысли-догадки, выраженные в данный момент в ощущениях тела ( упражнения с первоэлементами) сразу же реализовывались в технических действиях и возвращали ум занимающегося на землю, в реальную жизнь, готовили бойца для реального боя. Естественно, ученик при этом видел, как техника становится ещё более совершенной. И его дальнейшие занятия направлялись по руслу совершенствования своих технических способностей и интутивному ощущению техники. Ни о какой мистике дальше речь не шла. Те же, кто жаждал общения с духами первоэлементов, попадали в полную зависимость от них.
Занимаясь с мастерами в Мьянме, я много раз видел эти комплексы, которые преподавались, как технические разделы, но специально не говорил тем, кто был в это время рядом со мной о том, что это разделы из "третьего комплекса". Я просто наблюдал за ними. Сейчас могу привести несколько примеров, для тех, кто начинал, но не дошёл до конца.
Металл — упражнения с оружием. Техника — оружие ( шанские мечи — один или два) движется по всем частям тел, максимально соприкасаясь так, чтобы не нанести рану. Скорость постоянно возрастает, добавляются передвижения. Естественно, что своим зрением в этом случае нельзя контролировать движения мечей. Только внутренние ощущения. Так где же здесь мистика?
В России эта техника преподавалась в "Чой" Германом Поповым под названием —
"руки скользят вдоль тела". Обратите внимание на слово "вдоль". (Вдоль тела может скользить оружие, а не руки. Обысно говорят — по телу). Очевидно, это естественный перевод смысла движений так и оставлен Г.В. Поповым.
Дальше эта техника была использована в массажных комплексах — посмотрите массаж в книге "Знания Школы Чой".
И самое впечатляющее подтверждение того, что ничего не придумывалось, это абсолютно полное совмещение техники "руки скользят вдоль тела" с массажем и боевой техникой "Сань-Хуан-Фа"!
Земля — естественный переход. Техника боя с оружием лёжа на земле. Применяются различные перекаты, перевороты, прыжки со стойки на землю и прыжки из положения лёжа. И при этом необходимо максимально использовать и оба меча, и удары ногами.
Земля обычно представляется как основание и характеризуется своей жесткостью. Если мы посмотрим таблицу Мастера У Таунг Дина, то увидим, что первоэлементу Земля соответствуют меридианы желудка и селезёнки. Это соответствует техникам №/№ 4-5 — вращательные элементы. Вращение осуществляется как вверх (стихия Огонь), так и вниз (стихия Вода). Центр вращения указан расположением данных органов.
Техники №4 и №5 считаются в Школе наиболее трудными, поскольку основаны на вращательных движениях и смене уровней. На самом деле, всё как раз наоборот. Это более высокие технические элементы, они более эффективны в бою, и естественно, они должны быть более экономичными. Дело всё в том, что многие не понимают связи между техникой и первоэлементом. Часто можно услышать, что такая техника "не работает в бою". Абсолютно правильно — до тех пор пока вы не задумаетесь о этой связи, а также связи с развитием в себе определённых добродетелей, эта эффективная техника никогда у вас не заработает. Данная техника даёт силу, преимущество над противником. Обладающий этой силой должен достойно её использовать. Если она вам дана, можете использовать по свому пониманию, чувству, предвидению — поскольку человеку низкому она никогда не покорится.
Позиция Земли не атаковать, а принимать! Тактика ожидания действий противника, нет первых атакующих моментов — вы всё время защищаетесь. Но защита очень жёсткая, ударная. Блоки и атаки производятся по рукам и ногам, с целью обездвижить противника, но не убивать.
Дерево — техника набивки не только рук и ног, но и всего тела. Не мягкое поглаживание ствола, а яростная работа. Любители мягкости, говорящие, что дерево живое, что его нельзя бить, его нужно жалеть, жалеют прежде всего самих себя. Попробуйте выполнить предлагаемую в разделе технику так, как её следует выполнять в бою — скорее всего вам будет больно, а не дереву. Так кого они пытались пожалеть? Ответ проще простого — только себя.
Все техники в таблице мастера сгруппированы таким образом, что изучать их необходимо по методике данного первоэлемента.
Когда возникает вопрос — почему вы не показываете методику? — как тут можно ответить человеку? Его можно только пожалеть.
Вода — прекрасное упражнение для преодоления чувства страха. Проверить себя может любой желающий. Условия просты — в полном одиночестве, ночью, зайти под водопад. Не надо делать никаких специальных упражнений, просто хотя бы попробуйте приблизиться к падающей и шумящей воде. Если это получится, тогда имеет смысл продолжать дальше.
Это умение слиться с противником и действиями, и мыслями.
Приближаясь к водопаду, вы должны подстраиваться под этот поток. Если вы не сможете найти необходимого подхода, то вам никогда не удастся войти под водопад, а тем более, выполнить комплекс упражнений как под самим потоком падающей воды, так и рядом с ним. Неправильный вход под падающий поток может сломать вам спину. Неправильные позиции — никогда не позволят вам находиться рядом в бурлящей воде, не то что выполнять какие-либо упражнения. Неправильное выполнение техники под водопадом — обеспечит вам, как минимум, перелом шеи.
И вы воспринимаете это как шуточки или заботу о вас?
Огонь — лечебный аспект и медитативный аспект. Направлены на повышение выносливости к болевым ощущениям тех частей тела, которые нельзя тренировать набивкой и накаткой, и повышение скоростных качеств.
Как всегда вопрос недоверчивых (или ленивых к поиску и действию) учеников : "А получил ли Г.В. Попов первоэлементы в Бирме или он сам придумал совместить их с техникой школы"?
Начав со второй версии — Г.В.Попов совместил технику Школы и информацию о первоэлементах после возвращения, то есть самостоятельно — доказывает только то, что это гениальный, думающий последователь Мастера У Таунг Дина.
С другой стороны, не следует забывать, что комплекс первоэлементов — это комплекс упражнений (по 7 на каждый первоэлемент, итого — 35 упражнений). И эти упражнения мы практически ежегодно отрабатываем в зале в Мьянме. И очень часто, в той же самой последовательности (связка из 2-3 миникоплексов — это более точное название, чем "упражнение").
Сразу же вспоминаются слова самого Г.В.Попова: " Учитель (У Таунг Дин) говорил мне при расставании: "Я подсадил тебя на дерево, а дальше ползи сам".
В наше время, увы, дело обстоит несколько иначе. Трактовка "дальше ползи сам" превратилась в "дальше лезь сам". И вот они лезут, затаптывая тех, кто должен был бы их подсадить на дерево. Но прежде всего, следует, во-первых, дойти до леса, где растут деревья; во-вторых, найти своё дерево; в-третьих, поблагодарить того, кто привёл тебя в этот чудесный лес, показал нужное дерево и подставил своё плечо, как первую ступеньку, и вдогонку послал благословение, насыщенное любовью и знаниями.
Выводы каждый может делать сам.
Следует отдавать себе отчёт в том, что техника шанов была, прежде всего, целенаправлена на боевой аспект, а не на духовное совершенствование. Конечно, хорошо, что с течением времени к боевой технике добавилась и духовная составляющая боевых искусств. Так произошло практически во всех БИ. И эти понятия стали неразделимы. Но вернёмся к истоку — борьба за жизнь, как за свою, так и за жизнь своего клана, своей семьи — вот что было первостепенно.
Занятия с первоэлементами не являлись самоцелью в Мьянме. Уверен, что и до сих пор, данный раздел не воспринимается так восторженно-мистически, как в нашей стране. Эти техники помогают постичь внутренний смысл боевых искусств. Метод синтеза и комбинирования — использования различных знаний для выживания — очень широко распространён на востоке. Люди там не "заморачиваются" от того, откуда данное знание пришло, каким эгрегором оно подпитывается и т.д. и т.п., они просто берут и используют эту информацию в своей обычной жизни. Ремесленники, художники, торговцы, воины — все стремятся к лучшей, более достойной жизни. Разве есть в этом что-то плохое или не природное?
Итак, вернёмся в свою колею — боевые искусства. Каждое техническое действие, используемое и практикуемое в школе БИ, тщательно хранилось в секрете и передавалось только по-наследству. Это сейчас мы имеем огромную массу информации практически о всех боевых искусствах мира. А раньше, за секретами той или иной школы охотились, убивали других людей, предавали и продавали самое святое. Так разве можно осуждать того, кому жизнь дала возможность по праву рождения быть Воином, посвятить свою жизнь боевым искусствам, ещё больше их усовершенствовать? Я говорю сейчас, прежде всего, о самом У Таунг Дине, и его последователе в нашей стране — Германе Попове. Эти Мастера на основе своих знаний использовали много другой информации и, объединив всё это, передали последующему поколению.
Благодаря их опыту, их работе мы имеем сейчас наш запас знаний в БИ, наш опыт, наше умение и знания. И вот теперь задайте себе вопрос — какое право мы имеем высказывать им, что правильно, а что не правильно? Если вы верите этим людям, то вы следуете за ними, по пути, указанном ими. Обращу ваше внимание на то, что Мастер У Нюнт Дин, нынешний Глава Школы, написал название — "Шанги, Путь Мастера У Таунг Дина в системе боевых искусств"!
Теперь к ещё более конкретному. Вернёмся назад к таблице мастера.
В школе используется, на первый взгляд, много совершенно различных техник — это и захваты, и броски, и каратэ, и айкидо, и кендо, и мечи, шесты, пики .... У непосвящённого в БИ сразу же голова идёт кругом — разве можно столько техник изучить за свою жизнь? А если взять ещё и тот момент, что раньше бойца готовили в течении очень короткого промежутка времени, то это направление вообще нереально, выдумано, мистифицировано... !
Но это только для непосвящённого в БИ. Насколько бы техники не были различными по внешнему виду, они имеют одну цель и одну сущность. Практикующим БИ следует заниматься столько, чтобы суметь понять и осознать эту общую суть искусства боя. Как это возможно сделать?
Мастер У Таунг Дин, используя свою семейную таблицу, сумел разные техники систематизировать в соответствии с разными первоэлементами. Теорию первоэлементов описывать не буду — литературы в настоящее время предостаточно для умного и ищущего читателя. Скажу лишь одно — каждому первоэлементу присуще определённое качество. Итак, разные техники были соединены с разными первоэлементами, вернее, их сущностью и качествами.
Сразу оговорю, что не утверждаю, что это сделал сам Мастер. Возможно, что он эту информацию получил от своих Учителей. Но факт существования самой связи существует. Вот что главное сейчас для нас! Эта работа сделана, информация и опыт получены, теперь наша задача — использовать эти знания для Будущего, для наших последователей. Вера Учителям, вера в правильность выбранного Пути, вера в Себя!
На этом фоне первоэлементы — всего лишь инструменты. Это всего лишь тренажёры для оттачивания боевой техники. Увы, тогда таких супер-тренажёров, имеющихся в наше время, не было. В джунглях тем более! Учителя, готовя бойцов, думали о их боевой подготовке, а не о их "духовных и космических путешествиях". Различные техники связывались с первоэлементами, с их духами, поскольку только так боец, воспитанный в определённых традициях, мог воспринять больше технического арсенала, способствующего выживанию его и его клана.
Близость к природе, природное восприятие окружающего мира, вера в духов и различные божества — вот первопричина использования первоэлементов. Если мы откажемся от слова "первоэлементы", заменив его неким другим ( по выбору Учителя), но сохранив суть, мы достигнем своей цели.
Вернёмся к тому времени, когда Герман Попов обучался под руководством У Таунг Дина. То, что Мастер давал ему определённые комплексы, сразу видно по технике, получаемой нами и в это время. Может быть, Мастер не говорил об этом Г.В.Попову, или просто не акцентировал его внимания на этом, но суть, идею техники, методики подготовки он передал. Он " подсадил Г.В. Попова на древо Знаний". И сказал об этом ему только в конце обучения, при расставании.
Только мастерский уровень уровень позволяет работать в этом направлении. Только мастер может позволить себе говорить об этом.
Итак, первоэлементы — не мистический комплекс, а специально приспособленная методическая система тренинга. В своё время, когда мастер У Кхин Хлаинг предложил нам комплекс "Indian club", мы не восприняли его с должной серьёзностью. Да, это хороший комплекс для физической тренировки сухожилий и суставов, значительно повышающий их потенциальные возможности ( улучшающий растяжку и эластичность). Как оказалось, это ещё и специальный дыхательный комплекс, и комплекс на координацию движений. Дальше — больше. Булавы изготовляются из дерева, а при их помощи тренируется техника с двумя мечами (металл). Можно, конечно, возразить, что их можно делать и из металла, и из любого другого материала. Но, почему-то традиционно их делают из дерева.
Если взять классическую пентаграмму "Дерево — Огонь — Земля — Металл — Вода", то с одной стороны, Металл уничтожает Дерево. Если же следовать схеме стимуляции, то следует пройти этапы Огонь и Земля. Для полного завершения цикла требуется и позиция между М и Д — Вода. Таким образом, всего-навсего простейший комплекс с двумя малыми булавами включает в себя массу техник, образующих целую систему, обоснованную как с философской точки зрения (Д-О-З-М-В), так и направленную на оздоровление организма (Металл — лёгкие и толстый кишечник — дыхание и пищеварительно-выделительные системы), а также работа над своим эмоциональным состоянием, проще — добродетели, качества, необходимые воину в реальном бою (Дерево — такие чувства, как гнев, ярость, депрессия вредят этим органам, печени и желчному пузырю).
Комплекс с большой булавой, которую мы увидели в зале Айкидо у ученика Мастера, развивающего это направление, У Мя Сейна, снял множество вопросов в технике кендо. Теперь я тем, кто не понимает, как следует бить мечом, дышать во время исполнения различных техник, связывать их друг с другом, говорю: " В данное время Дубина для вас лучший учитель". После изучения данного комплекса любой ученик делает громадный скачок вперёд не только в исполнении и понимании построения техники меча, но становится значительно сильнее и выносливее физически. Так что, в любом случае, изучение боевых искусств приносит ему пользу.
Вот теперь и думайте, есть ли какая-либо связь между техникой школы, первоэлементами, добродетелями.
Небольшая рекомендация. Относитесь к боевым искусствам как к игре, не более. Профессионально это искусство необходимо только тем, кто ежедневно сталкивается в этом мире со злом по своему служебному долгу, и тем, кто профессионально посвятил свою жизнь изучению этого искусства. Многие же из вас должны просто играть — ведь не дерётесь же вы ежедневно на улицах. Более того, я с полной уверенностью могу сказать, что чем больше простой человек практикует боевые искусства, тем меньше ему приходится применять их в жизни — весь свой отпущенный лимит драк он отрабатывает в зале.
Вспомните себя в детстве. Ведь многие сегодняшние навыки, о которых вы даже уже и не задумываетесь, вы получили в игре. Вспомните, в какие игры вы играли, сможете ли перечислить их все? И ведь вы пробовали играть во многие игры, не правда ли?
Чем больше игр вы использовали, тем больше навыков вы приобрели — чем больше различных техник вы практикуете, тем больше, шире и качественнее становится ваш опыт и понимание сути боевого искусства.
Играйте, в самом глубоком, осмысленном понимании этого слова.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
Спасибо за статью, интересную и, что важно, заполняющую пробелы в знаниях. Возможно мое мнение когда-нибудь изменится, но конкретно по первоэлементам вопросов нет (считаю, однако, это плохим знаком).
Однажды один из моих друзей, в разговоре о таблице школы сказал следующее. Отличная систематизация техники. Все красиво, только вот эти стихии и первоэлементы, меридианы….портят все дело…:)) Что было, то было.
Написать ответ
83 От : rey
2004-10-20 14:24:27
По моему очень интересная, познавательная и как уже принято у В.В.Смирнова, полная многоточий статья.Такой стиль обычно говорит о том , что у автора материала в избытке, и сказать хотелось больше, но пришлось ограничиваться прокрустовым ложем как статьи так и необходимостью изложением материала в письменном виде.
Что особенно понравилось: "Люди там не "заморачиваются" от того, откуда данное знание пришло, каким эгрегором оно подпитывается и т.д. и т.п., они просто берут и используют эту информацию в своей обычной жизни." Кто то все спрашивал-зачем мы занимаемся БИ.Вот за тем ,чтобы использовать их каждый день во всех видах своей деятельности.Принципы БИ многоуровневые,многоплановые.
И еще:"Играйте, в самом глубоком, осмысленном понимании этого слова." Мудрейшие на мой взгляд слова. И подтверждается парадоксальной логикой-заниматься серьезным делом надо как бы играя.
Написать ответ
77 От : anavrin
2004-10-20 14:47:10
"Что наша жизнь .... игра!"
Написать ответ
75 От : anavrin
2004-10-26 15:00:12
На старой кассете Г.В. Попова «Канон ушу» есть до сих пор не понятный фрагмент. Базовые движения рук выполнялись с мячиком. Если базовые движения рук – элементы шанской техники, то что тогда мячик? Были бы шанские мЕчи – нет вопросов. Приходит мысль, что это упражнение связано со стихиями. Или…
Для меня странно, что никто из инструкторов и тех, кто был в штаб-квартире, имеющих чёрные пояса, до сих пор не ответил на поставленный вопрос.
Так же встречный вопрос — чем бы эта техника стала более понятной с мечами, да ещё с двумя? Это такая элементарная техника, что техника с мЯчом кажется более сложной?
И более правильным было бы адресовать данный вопрос тому, кто данную технику демонстрировал, а не здесь. Мячики мы используем при игре в футбол и в бирманской игре мячом ногами через сетку ( как в волейбол, только при помощи ног, а не рук).
Ещё раз просьба, забудьте про всякие стихии и первоэлементы. Придёт время, если оно придёт, и ваш наставник всё вам покажет и объяснит. Не бегите впереди поезда...
Написать ответ
71 От : anavrin
2004-10-27 12:11:23
Похоже, своим глупым вопросом я создал впечатление сильно разбирающегося в стихиях и первоэлементах. Вы знаете, что это не так.
Догадки и информацию просто накапливал. Теперь следую Вашему совету.
Не дерзя и без всяких намеков:
«Так много отложил на черный день, что ждал его с нетерпением» (по-моему Жванецкий).
Уважаемый Юрий! Пожалуйста, не думайте, что я ставлю кого-либо на место, тем более вас! Просто, я прошу вас доверять своему ведущему инструктору (ОВМ). Тогда вы пройдёте по пути с учётом многих негативных моментов, подстерегающих ищущего, с успехом их преодолев.
С наилучшими пожеланиями. Хотелось бы увидеть вас на семинаре по спаррингу, 6 ноября.
Написать ответ
68 От : anavrin
2004-10-28 13:14:14
Спасибо за пожелания, будем работать. В своем инструкторе я никогда не сомневался.
На семинаре обязательно будет представитель нашей группы.
За что куплено — нам в старой группе говорили, что мячики — это метод отработки базовых, суть в том, что это правильное положение рук , если угодно — потом это правильное ощущение должно контролироваться, создаваться на уровне ощущений — тонус, тепло.
Уважаемый horg! Прежде всего, объясните, что это за "старая группа" и кто был инструктором в этой группе. Для чего спрашиваю? Только лишь для того, чтобы более правильно и доступно вам объяснить возникшую проблему. Почему спрашиваю? Потому, что многие в составе старшей группе, тренировавшиеся под руководством ГВП — мои ученики и попавшие туда только по моей рекомендации. Я их знаю лучше всех, только поэтому и могу помочь вам.
Мячики. Уже смешно. Данный способ тренинга только для начальных групп (был). Теперь, в это время, при наличии новой информации, данный способ применяется только в малышковых группах. Самое главное — это та идея, которую хотел передать ГВП — ШАР!!!
Далее. Проблема ещё и в том, что пока что я не видел применения базового движения (ни одного ) в спарринге. Хотя они, естественно, есть и должны использоваться. Ещё вернее, используются не сами базовые движения, а БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЙ! Вот на что следует обратить внимание. Существует разрыв в информации, который на данный момент нами частично восстановлен. А многими — увы, даже не принимается всерьёз — не очень-то хочется учиться дальше, хватает и полученной информации. К сожалению, то , что передал ГВП, многим хватит на всю ИХ жизнь.
Относительно ощущений — то, что вы это понимаете, отлично. Только вот то, что вы ощущаете, говорит мне о том, что вы мало или совсем не практивали технику в спаррингах.
Желаете познакомиться ( хотя, если вы из старичков, то не можете не знать, с кем переписываетесь на данном форуме), в любом случае, приезжайте на семинар. Можете при желании всем продемонстрировать и объяснить свою точку зрения.