Дыхательная ката "Тен-Шо" изучалась под руководством Мастера U KYAW WIN.
".... Вторая тренировка в тот же день (в этот период) была посвящена специальным техникам и методикам дыхания и медитации. Под словом "специальная" не следует понимать что-то сверх естественное или секретное, просто на эту тему был сделан основной упор, и последовательно, день за днём, эта тема развивалась. Этими техниками с нами занимался Мастер У Чоу Вин. Лично я с ним был знаком с самого первого моего приезда в Мьянму. Именно этот Мастер обучал меня технике ката "Тен-Шо". Ранее эта техника была известна у нас как "Тен-Но". Но, скорее всего, это моя недоработка, что в первый раз я услышал название неправильно. Очевидно, сказались стереотипы японской терминологии. Также, надеюсь, что вы мне сделаете скидку на то, что это был первый приезд в эту страну, была масса впечатлений и ощущений, совсем нереальных и непонятных для нашего европейского склада ума. Кроме того, тогда меня особенно не интересовали названия техник, поскольку поток информации полностью поглотил меня, и я совсем не думал о том, что в дальнейшем эти знания понадобятся другим людям и мне придётся их передавать и объяснять. В то время лично для меня та самая первая поездка должна была стать подводящей чертой моей карьеры в боевых искусствах.
Итак, ката "Тен-Шо" переводится как десять пальцев. Именно такое содержание в эту технику вкладывал Мастер У Таунг Дин.
Мастер У Чоу Вин, как и в первую нашу встречу, открыл мне много интересного, продемонстрировав технику "несгибаемой руки" и технику "скалы", когда сидящего человека невозможно сдвинуть с места. Раньше всё это было для нас фантастикой, а теперь, мы имели возможность видеть эти техники своими глазами. Кроме того, подробно была объяснена методика этих упражнений и их цель.
Очень интересно было узнать о том, что при помощи дыхания можно предвидеть встречи, а также о том, как нужно правильно дышать в поединке, чтобы добиться победы.
Если кратко охарактеризовать уроки Мастера У Чоу Вина, то можно сделать следующее заключение — наше физическое тело ограничено энергией, сознание же ограничений не имеет. Следует практиковать дыхательные техники для расширения энергетических возможностей своего организма".
Из статьи В.В. Смирнова "Самый большой татами в мире-2"
Данный комплекс состоит из ТРЁХ частей:
Часть 1 — движения выполняются правой рукой;
Часть 2 — движения выполняются левой рукой;
Часть 3 — движения выполняются одновременно двумя руками.
Не стоит рассматривать такое построение комплекса, только как тренировку правой и левой сторон на физическом уровне. Упор на физический тренинг делается только на первом этапе освоения комплекса. Затем, физические нагрузки постепенно повышаются при помощи, как специальных отягощений, так и при максимальном напряжении на выдохе (для проработки всего мышечно-сухожильного аппарата).
В дальнейшем основной упор делается на проработку эмоциональной и логической составляющих. Кто бы мог предположить, что на первый взгляд, не сложная ката имеет столь серьёзную начинку? Отдадим должное Мастеру У Таунг Дину.
Как мы все знаем, наш мозг разделён на два полушария, каждое из которых выполняет свою фукнцию. Левое полушарие "отвечает" за нашу логику, правое — за эмоции. Соответственно, правая половина тела — это выражение на подсознательном уровне наших логических цепочек, а левая половина тела — это подсознательное выражение наших эмоций (диагональное построение). Данная схема относится к правшам, у левшей — наоборот.
Итак, выполняя часть 1 правой рукой, мы "включаем" в активную фазу нашу логику. После этого, во второй части комплекса "включается" эмоциональная составляющая. И в заключении — в части 3, и логика и эмоции оказываются в активном рабочем состоянии. Но! Оба полушария не могут одновременно работать активно. Поэтому, создаётся нестандартное положение. Условно данную ситуацию можно назвать "расщепление сознания". Достигая такого состояния сознания, практикующий имеет доступ к своим внутренним резервам, о которых раньше, возможно, и не подозревал.
Данный комплекс, открывая доступ к внутренним резервам организма, делает ваши сенсорные каналы более восприимчивыми. В результате, ваш противник всегда — как бы тщательно он не скрывал свои замыслы — даст вам невербальный ответ о своих планируемых действиях.
Ещё раз следует признать уникальность и эффективность стиля Мастера У Таунг Дина. Не будем обобщать всю технику, изучаемую в Школе, поскольку все обобщения создают только неправильную, искажённую картину. Не будем претендовать на единственно правильный и истинный путь в боевых искусствах. Другие школы и направления тоже идут в этом же направлении. Мастер У Таунг Дин оставил нам в наследство уникальную систему, и каждый практикующий её может добиться успеха в своей сфере деятельности.
И, последнее, что теперь Вам необходимо обеспечить — это тщательно и регулярно практиковать комплекс "Тен-Шо". В результате, Вы обеспечиваете себе преимущество как в бою, так и в обыкновенной жизни среди окружающих Вас людей. Вы будете занимать ведущую позицию и получать полезную информацию в той мере, в какой Ваши сенсорные способности будут замечать и отслеживать всю поступающую информацию.
Подводя итог, приведу цитату — Нас интересует только то, что работает.
Виктор Смирнов
Описание комплекса "ТЕН-ШО"
Исходное положение. Приставить правую ногу к левой. Выпрямленные руки свести перед собой на уровне живота и, положив левую кисть на правую, зафиксировать это положение соединением средних пальцев обеих кистей.
Взгляд направлен вниз, параллельно соединённым рукам. Полностью сосредоточиться на своих ощущениях.
Исходное положение
Исходное положение
Положение 1. Резко присесть, согнув колени, но удерживая спину прямой. Кисти вывести на уровень лица так, чтобы соединённые средние пальцы оказались на уровне глаз. Взгляд направлен через точку пересечения средних пальцев вперёд.
Обратите внимание на резкое приседание, короткий вдох и резкий перевод взгляда снизу-вверх.
Положение 2. Отставить правую ногу в сторону и занять позицию "всадника". Руки развести в стороны и крепко сжать кулаки. Постараться добиться максимального напряжения всей позиции. Движение медленное, на выдохе. Взгляд зафиксирован в прежнем положении. Сосредоточиться на точке горла. Ожидать пульсации в сжатых кулаках.
Положение 1
Положение 2
Положение 3. Правую ногу подтянуть к левой и, не меняя положения таза, повернуть корпус влево. Растягивая движением рук мышцы спины, сделать вдох.
Сделать шаг правой ногой в позицию санчин, и на выдохе правой рукой выполнить блок изнутри наружу.
Обратите внимание. Плечо правой руки должно плотно соприкасаться с грудью. Локоть является центром вращения. По мере движения руки вправо кулак сжимается постепенно. Также максимально сжимается и левый кулак, находящийся на левом бедре.
Положение 3
Положение 3
Положение 4. Правая рука на коротком и резком вдохе быстро поднимается вверх по дуге не выше уровня головы. Резко раскрыть сжатый кулак — центр ладони на уровне "третьего глаза". Левая рука согнута в локте, сильно напряжена и находится на уровне пояса. На медленном и сильном выдохе опустить правую руку по дуге перед собой так, чтобы ладонь осталась в положении параллельном земле, но при этом запястье и локоть должны быть в полусогнутом положении. Таким образом, кисть зафиксируется в конце движения на уровне живота (нижнего дан-тьена).
Обратите внимание. Ваша концентрация в данный момент — в правой ладони, направленной в землю. Но взгляд направлен вперёд. Сейчас вам следует прислушиваться к вашим ощущениям. ("Прислушиваться" — в самом прямом смысле этого слова).
Положение 4
Положение 4
Положение 5. Расслабить правую руку. В этом, естественном и расслабленном положении, поднять ее до горизонтального положения. Затем, опускаем локоть вниз и сгибаем руку. Подъём руки и её сгибание выполняются на резком вдохе.
Далее, выпрямляя правую руку отталкивающим движением от себя, напрягаем кисть, поднимая указательный палец вверх. Выдох. Левая рука согнута в локте, напряжена, и находиться на уровне пояса.
Движение правой руки должно остановиться в тот момент, когда кончик указательного пальца окажется на уровне глаз — движение взгляда снизу-вверх.
Положение 5
Положение 5
Положение 5
Положение 6. Правой кистью делаем движение в сторону (влево), ладонь направлена вперед. Затем этой же кистью делаем движение вперед в горизонтальной плоскости, ладонь направляем к себе. Далее, "отбрасываем" кисть в противоположном направлении, направляя ладонь вновь вперёд. При этом рука сгибается в локте и отводится на уровень пояса (ладонь направлена вперед). Все три движения кистью выполняются на вдохе. Отталкивающим движением выпрямляем руку. Это движение отталкивания сопровождается медленным и сильным выдохом. Левая рука согнута в локте, напряжена, и находиться на уровне пояса.
Обратите внимание. Вся концентрация должна быть на центре ладони. Следует пытаться выдвинуть центр ладони, по возможности, дальше — вперёд.
Смотреть вперёд, но концентрироваться на ощущениях в вашей ладони.
Положение 6
Положение 6
Положение 6
Положение 6
Положение 7. Оставляя правую руку впереди, подтянуть правую ногу назад, к левой ноге. При этом движении происходит небольшое смещение центра тяжести назад.
Обратите внимание. Расстояние от центра ладони до центра дыхания (условно, нижний дан-тьен) несколько увеличилось в результате данной подстановки правой ноги к левой.
Корпус закручиваем вправо, помогая себе левой рукой. При этом спина округляется, мышцы растягиваются, и делаем вдох. При этом активно участвуют как органы дыхания, так и движение самого тела ("воронка").
Делаем шаг вперед левой ногой в стойку санчин. Колени согнуты и стремятся к центру. (Стопы ног повернуты вовнутрь и образуют угол в 90 градусов). Правая рука согнута в локте, напряжена и находится на уровне пояса. Левой рукой делаем движение изнутри наружу. Это движение сопровождается сильным и долгим выдохом.
Обратите внимание. Старайтесь на выдохе так сильно напрягать руки и сжимать кулаки, чтобы добиться визуального вибрирования левой руки.
Положение 7
Положение 7
Положение 7
Положение 7 (вид сбоку)
Положение 8. Движение повторяет описанное в №4, только выполняется левой рукой.
Положение 8
Положение 8 (вид сбоку)
Положение 9. Движение повторяет описанное в №5, только выполняется левой рукой.
Положение 9 (вид сбоку)
Положение 9 (вид сбоку)
Положение 9 (вид сбоку)
Положение 10. Движение повторяет описанное в №6, только выполняется левой рукой.
Положение 10 (вид сбоку)
Положение 10 (вид сбоку)
Положение 10 (вид сбоку)
Положение 11. Оставляя левую руку впереди, подставить левую ногу к правой, сместив центр тяжести несколько назад. Затем, повернув корпус влево и сменив позицию на противоположную, при активном движении обеих рук сделать вдох.
Левая рука согнута в локте движется на уровень пояса. Левый кулак медленно сжимается. Следует продолжать сжимать кулак даже после остановки движения левой руки (динамические и статические движения).
Правой рукой делаем движение изнутри наружу. Точно такое же сильное и медленное движение, сопровождающееся выдохом.
Положение 11 (вид сбоку)
Положение 11
Положение 11
Положение 11
Положение 12. Резко разжимая кисти, выводим их на уровень плеч, ладонями вверх. Руки согнуты в локтях, пальцы кистей плотно сжаты и направлены вперёд. Также резко, как и само движение, делаем вдох (через нос).
Далее, удерживая ладони на том же уровне, разворачиваем их вниз, направляя пальцами друг на друга. И на медленно выдохе (через рот) медленно опускаем вниз. В конце движения ладони должны остаться в положении параллельном земле.
Обратите внимание. В конечном положении вы должны почувствовать единый круг, образованный руками — от трапециевидных мышц до кончиков пальцев. Следует самим себе доказать, что не стоит полагаться на некие мистические внутренние силы, только личная напряжённая работа даст необходимые ощущения и результаты.
Положение 12
Положение 12
Положение 12
Положение 13. Расслабить руки, развернув их ладонями к телу. Поднять выпрямленные руки на уровень плеч. Всё внимание на ощущениях в расслабленных кистях. (Почувствуйте пространство между ними). Продолжая вдох, сгибая локти, приближаем кисти к груди. Чуть опускаем вниз, ещё больше расширяя грудную клетку (чем обеспечиваем ещё больший объём вдыхаемого воздуха). И на выдохе выпрямляем обе руки. Кисти напряжены.
Обратите внимание. Движение останавливается в тот момент, когда указательные пальцы оказываются на уровне глаз. Взгляд сквозь пространство — "треугольник", образованный пальцами. И одновременно — прочувствуйте свои ощущения в ладонях. Делайте выдох по возможности долгим. Сейчас в этом "треугольнике" — и логика и эмоции.
Положение 13
Положение 13
Положение 13
Положение 14. Обеими кистями одновременно делаем тройное движение — "внутрь наружу к себе". Движение делается на вдохе. В конце фазы вдоха — кисти на бёдрах, ладони направлены вперёд, лопатки сведены.
Сильно и медленно выдыхаем, Руки напрягаются и выпрямляются — отталкивающее движение от себя. Всё внимание на центрах ладоней.
Обратите внимание. Движение рук на выдохе должно быть таким, чтобы почувствовать движение — "из себя — от точки внизу живота до центров ладоней". Не торопитесь выдыхать, ищите это движение в процессе его выполнения.
Положение 14
Положение 14
Положение 14
Положение 14
Положение 14 (вид сбоку)
Положение 15. Сгибая руки в локтях, кистями описываем дугу снизу-вверх. Кисти должны двигаться, касаясь тела. Для этого необходимо локти отводить по возможности дальше назад. Выводим на вдохе кисти на уровень плеч. Лопатки сведены, грудная клетка максимально расширена.
На выдохе кисти продолжают движение по дуге от себя — вперёд и чуть вниз. При этом руки полностью не выпрямляются, а остаются согнутыми в локтях. (Напрягаем бицепс, удерживающий движение выпрямления руки). Далее, предплечья тоже фиксируются и движутся только сами кисти.
Обратите внимание. Для усиления движения следует указательные пальцы выпрямить.
Положение 16. Повторить движение № 15.
Положение 17. Делаем точно такое же круговое движение вдоха, как в двух предыдущих положениях (№/№ 15 и 16). Только положение кистей на выдохе иное — кисти расположены вертикально, пальцами вверх. Предплечья перекрещены и, правое "давит" на левое, а левое — "сопротивляется" этому надавливанию.
Обратите внимание. При этом руки следует продолжать отодвигать от себя.
Точка соприкосновения предплечий, две точки сгиба кистей и две точки на кончиках указательных пальцев — сформировали перед вашим взором пентограмму.
Положение 15, 16 (вид сбоку)
Положение 15, 16 (вид сбоку)
Положение 17 (вид сбоку)
Положение 18. "Отпустить" напряжение и резко вдохнуть. При этом кисти соединить между собой ладонями, отведя их вправо вверх. Плечи и предплечья сформировали форму куба.
Делаем три диагональных ("рубящих") движения кистями — от уровня головы до уровня пояса (справа налево). Каждое их этих рубящих движений сопровождается резким выдохом.
Обратите внимание. Между этими выдохами нет промежуточных вдохов. То есть, весь объём воздуха делится на три части — поэтапный выдох.
Положение 18 (вид сбоку)
Положение 18
Положение 18
Положение 19. Подтянуть правую ногу к левой, сместив центр тяжести назад. Ноги вместе, колени и локти согнуты, кисти соприкасаются средними пальцами, взгляд направлен сквозь ладони. Вдох и замереть.
Обратите внимание. В момент паузы — надавить одной ладонью на другую — при этом следует не допустить внешнего движения. Всё внимание внутрь.
Положение 20. На выдохе одновременно выпрямляем ноги и руки. Соединённые кисти движутся по внутренней дуге сверху вниз.
Положение 19
Положение 20
Положение 21. Отставить правую ногу, коснувшись земли только пальцами. Руки при этом отводятся на бёдра, кисти формируются в кулаки. Лопатки должны быть сведены, чтобы были созданы условия для глубокого вдоха.
Положение 22. На выдохе, опустить правую стопу полностью на землю, сместив центр тяжести на середину позиции. Руки выпрямляются перед собой так, чтобы кулаки оказались на уровне зоны нижнего дан-тьена.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.