Возрождение древнего национального боевого искусства началось, как ни парадоксально, в современную эпоху – во время Второй мировой войны, когда территория Мьянмы оказалась под контролем японской армии. Японская императорская армия одерживала тогда победы — одну за другой — как в Китае, так и на территории всей Юго-Восточной Азии; для самих японцев это было временем необычайного подъема национального духа, гордости за свою страну и своего императора. Японские генералы даже решили отказаться от выполнения обещания, которое они дали генералу Аунг Сану, — так опьяняюще подействовала на них непрерывная цепь побед собственной армии. Аунг Сану они, если быть точным, обещали, что после того, как японская армия овладеет бирманским городом Моуламьяйном, будет провозглашена независимость Бирмы от британской короны.
Солдаты и офицеры японской армии, находившиеся в Бирме, всячески старались нагнать страху на местных жителей, психологически подавить бирманцев и тем самым искоренить какие бы то ни было попытки сопротивления. Многие из японских военнослужащих владели традиционными японскими боевыми искусствами – такими как джиу-джитсу, кендо, нагиката (фехтование коротким копьем-алебардой). Вполне вероятно, японские оккупанты просто не знали, что бирманцы имеют собственные традиции боевых искусств…
Да и сами национальные лидеры Бирмы тогда сомневались, стоит ли раскрывать пришельцам всю мощь мьянманских боевых искусств, не преждевременно ли это?
В конце концов был выработан следующий подход: во-первых, необходимо было готовить в массовом порядке мьянманскую молодежь для борьбы за обретение независимости – и именно путем обучения таингу, как реальной боевой системе, которая могла бы пригодиться в военных действиях и при охране порядка; во-вторых, необходимо было популяризировать сам таинг – как путем организации национальной ассоциации таинга и проведения регулярных соревнований по таингу, так и путем привлечения к освещению этих соревнований представителей зарубежной прессы – журналистов из Китая и других сопредельных стран.
Первоначально соревнования проводились в Техническом институте на Баундэри Роуд в Рангуне (Янгоне). На них приглашали журналистов из ежедневных газет – посмотреть на реальные схватки бойцов таинга. Также в качестве VIP-гостей были приглашены генералы японской оккупационной армии. Мастера таинга продемонстрировали столь разношерстной зрительской аудитории не только обычные приемы и формы, но и редко встречающиеся элементы. Лучшим мастером из всех принявших участие в первом Всебирманском чемпионате был признан мастер У Пье Тейн.
По окончании чемпионата У Пье Тейн встретился с У Ба Гьяном, руководителем Азиатской молодежной ассоциации. Между ними состоялся следующий весьма знаменательный разговор.
У Ба Гьян:
- Мастер У Пье Тейн, каким видом боевых искусств вы владеете?
У Пье Тейн:
- Я владею всеми видами боевых искусств и школ Мьянмы.
У Ба Гьян:
- А как насчет зарубежных боевых искусств?
У Пье Тейн:
- Я изучил и их. Я уже стал чемпионом Бирмы по правилам английского бокса. Также я изучил боевые искусства Индии. Я прочел ряд книг о боевых искусствах Японии, например, о джиу-джитсу. И, между прочим, я не просто прочел эти книги – я занимался на практике под руководством японских инструкторов.
У Ба Гьян:
- Сможете ли вы выстоять в схватке против японских бойцов?
У Пье Тейн:
- Да, я смогу это сделать.
У Ба Гьян:
- Как вы думаете, сможете ли вы победить японцев в схватках?
У Пье Тейн:
- Я думаю, я смогу победить их. Они очень хорошо владеют своими боевыми искусствами, но совсем не знают нашего, они не знают приемов и техник таинга. Они привыкли к тому, что они самые лучшие в бою, и они стали слишком самонадеянными. А ведь самый верный путь к поражению заключается в том, что боец слишком полагается на свою силу и совсем не знает противника. Вот почему я думаю, что смогу победить их.
У Ба Гьян:
- Согласитесь ли вы работать преподавателем таинга в нашей ассоциации? Мы можем предложить лишь очень маленькую зарплату и очень большой объем работы. Что вы скажете на это?..
У Пье Тейн:
- Ради нашей страны, ради нашей молодежи я возьмусь за эту работу, даже если у меня не будет никакой зарплаты.
Спустя неделю мастер У Пье Тейн приступил к проведению занятий со студентами. Ему помогал молодой тогда будущий мастер У Чит Тан. Они разработали семь учебно-тренировочных программ по преподаванию таинга:
1. программа, рассчитанная на подготовку студентов – членов Азиатской молодежной ассоциации
2. программа подготовки для специально отобранных студентов
3. программа занятий для мастеров таинга
4. программа подготовки для бойцов Армии обороны Бирмы
5. программа занятий таингом для лучших частей национальной армии
6. программа подготовки для сотрудников национальной полиции Бирмы
7. программа занятий для молодых рабочих.
С 1942 по 1945 год они обучили таингу примерно 70 тысяч студентов – членов Азиатской молодежной ассоциации. Они выезжали в различные уголки страны и проводили на местах занятия для бойцов Армии освобождения Бирмы, сотрудников национальной полиции. Качество обучения со временем возрастало – по мере накопления мастерами-энтузиастами опыта в преподавании таинга. Эти программы преподавания таинга действовали для мьянманской молодежи и в период с 1945 по 1948 год. Когда Бирма добилась независимости, новые власти страны дали Всебирманской молодежной ассоциации распоряжение о массовом обучении юношей таингу.
Именно этот период истории Мьянмы и был впоследствии назван эпохой возрождения таинга.
-----------------------------
Перевод текста статьи с бирманского на русский язык выполнен усилиями студентов-магистрантов из Мьянмы – Пьо Мо Чжо (Phyo Moe Kyaw), Чжо Сва Хтуна (Kyaw Swar Htun), Най Мью Вина (Nay Myo Win); редактировал перевод Попов Юрий Вячеславович
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.