Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Искусство самообороны

Автор: СЦ "Шанги"

Дата: 2006.03.14

 

В Юго-Восточной Азии чрезвычайно распространены и весьма популярны различные стили и школы самообороны без оружия, позволяющие противостоять вооруженным врагам с поистине смертоносной эффективностью применения характерного для них арсенала приемов и техник. Опасность применения навыков и приемов боевых искусств заключается в том, что ими могут воспользоваться недостойные люди и в низменных целях, например, чтобы физически воздействовать на окружающих. Поэтому издавна сложилась традиция передачи системы знаний и приемов местных боевых искусств от мастеров специально отобранным ими ученикам. Долгие годы обучения под непосредственным руководством учителя-наставника давали ученику возможность, с одной стороны, усвоить духовную доктрину школы, с другой – изучить всю систему приемов, характерную для данного стиля, и довести владение ими до совершенства. Следует отметить, что в данном регионе существовало и существует поистине огромное разнообразие стилей и направлений боевых искусств.

* * *

Бандо и банши

Бандо и банши являются двумя основными направлениями и двумя составными частями таинга – традиционной системы самообороны без оружия и боевого искусства с применением оружия, сложившейся в Мьянме с древности. Бандо – искусство самообороны без оружия, тогда как банши представляет собой раздел таинга, связанный с применением различных видов холодного оружия. Дух бандо – это именно дух самообороны, ненападения, но полной готовности к защите в случае атаки со стороны кого-либо и проведения затем собственных атакующих действий, имеющих конечной целью выведение противника из строя – лишение последнего физической возможности напасть снова. Банши изначально понимается как способ эффективной атаки противника с помощью холодного оружия и не считается средством самообороны. Насколько позволяют судить исторические свидетельства, приемы, характерные для бандо и банши, проникли в Мьянму примерно в VIII веке н.э.

Некоторые ученые полагают, что техники бандо и банши пришли в Мьянму из Китая. Другие уверены, что родиной их была Индия, откуда они были попали в Мьянму приблизительно в III веке н.э., причем в поддержку данной теории существуют опеределенные доказательства. Как бы то ни было, все сходятся в определении мьянманского таинга как боевой системы, позволяющей бойцу сражаться как с оружием, так и без него – либо в единоборстве, либо в схватке сразу с несколькими противниками.

 

В Мьянме считается, что человек, овладевший лишь приемами бандо, не завершил изучение таинга, поскольку таинг как система состоит из двух частей – бандо и банши. И в этих двух разделах воин должен научиться не только отбивать атаку противника, но давать отпор последнему, буквально ломая ему кости и делая неспособным продолжать далее бой. Поскольку реальное применение приемов бандо и банши было столь грозным, мастера таинга передавали секреты боевого искусства тайно, храня знания как драгоценности. Также при передаче знаний учитывался характер ученика. Учитель мог передавать не все навыки и умения ученику, если не был уверен в нравственных и волевых характеристиках последнего.

В древности тот, кто хотел изучать искусство таинга, должен был принести обет мастеру-учителю, и торжественно дать три клятвы. В большинстве случаев клятвы включали следующие моменты:

1. не применять приемы таинга против Будды, буддийских монахов, учителей, родителей и слов Будды;

2. не применять приемы таинга против напавшего врага, пока он не совершил три серьезных попытки атаки;

3. не употреблять спиртное и не покушаться на достоинство чьих-либо жен и дочерей.

Даже в нынешнее время есть немало мастеров, которые практикуют обучение при условии принесения учениками подобной присяги. Национальная ассоциация таинга принимает на обучение юношей только при наличии надлежащей характеристики от местного полицейского управления а также поручительств от двух уважаемых в данном районе граждан.

 

Как и любое другое ремесло или искусство, изучение техник таинга требует практических занятий. И только тренировки позволяют ученикам правильно усваивать и оттачивать приемы бандо и банши. Считается, что для лучшего усвоения преподанных наставником уроков следует отводить очень большое количество времени на тренировочные занятия.

Во время тренировок отработка приемов нападения и защиты максимально приближена к реальным боевым условиям, поэтому ученики могут легко поранить друг друга. Чтобы избежать этого, изучающие таинг должны на практических занятиях как можно более точно воспроизводить показанные наставником приемы и таким образом избежать травм.

Выполнение техники таинга включает в себя следующие моменты (по степени нарастания сложности): статические стойки, динамичное перемещение без концентрации в какой-либо определенной стойке, перемещение под музыкальное сопровождение (движения согласованы с ритмами, задаваемыми мелодией), свободное исполнение техники таинга (мастер выбирает как технику, которую хочет продемонстрировать, так и способ ее выполнения).

В Мьянме соревнования по таингу не сводятся к банальным схваткам, где зачастую решающее значение имеет грубая сила. Под участием в соревновании подразумевается система этапов демонстрации знаний и подготовки спортсмена. Последний должен показать свои знания об истории и правилах таинга – как в форме личного выступления, так и последующего обсуждения, продемонстрировать владение приемами таинга на практике: стойки, движения (удары, блоки и пр.), применение таинга в схватке, силу и выносливость в поединке. Участник, сумевший выполнить все эти требования, считается победителем соревнований; тот, кто не сумел выполнить какой-либо элемент таинга на практике, считается не прошедшим состязания.

* * *

Как было сказано выше, таинг применялся для защиты от врагов с давних времен. В древности обучение таингу было засекречено. Сейчас обучаться таингу можно совершенно свободно. В технике таинга использовались такие виды холодного оружия как палка, кинжал, алебарда. Эта часть таинга называется банши. Раздел таинга, где вся работа идет без холодного оружия, называется бандо или лат-таинг (lat thaing). Воин, владеющий техникой бандо и банши, мог сражаться более чем с десятью противниками одновременно. Раздел таинга по работе с палкой называется дот-таинг (dot thaing). Раздел таинга по работе с мечом называется да-таинг (dar thaing), также это понятие обозначает «защита от врагов». Раздел таинга по работе с алебардой называется лан-таинг (lhan thaing).

Мьянманский таинг

В каждой стране есть свои виды боевых искусств. В Мьянме таинг появился в глубокой древности и сейчас имеет много стилей и направлений. Короля и королеву Мьянмы обычно охраняли специальные воины – королевская охрана (thaing kaing). Они имели основательную военную подготовку и владели искусством таинга. Охранники, занимавшие место перед королевской четой, назывались shae-thaing; охранники, располагавшиеся сзади, назывались nout-thaing. Охрана отвечала за пищу и питье, передаваемое поварами на стол королевской четы.

Как же возникло само слово “таинг”, обозначающее боевое искусство Мьянмы? Полагают, его возникновение было связано с королевской властью и ее символами. Вот одна из гипотез. В древности жил поэт У Ту (U Toe), чьи стихи и дошедшие до нас поэмы считались образцом поэзии того времени. Он написал поэму о цветке Tha Zin – традиционном цветке-символе королей Мьянмы. Возможно, отсюда в бирманский язык попало новое слово, символизирующее королевскую власть.

Слово “таинг” переводится также как “королевский жезл (скипетр)”. Говорят, что некогда один из королей Мьянмы дал название палке как боевому оружию от слова, обозначавшего его монарший жезл.

С древности для охраны короля существовали гвардейцы – мастера таинга – которые очень хорошо знали искусство владения палкой. Название thaing kaing включает в себя следующие форманты: thai – палка, kaing – буквально «взять» [палку], т.е, “мастер владения палкой”.

Движения в таинге ритмичные и танцевальные. Таинг – это и традиционный танец, движения в котором очень четко повторяют движения бойца во время схватки.

История таинга столь же длинна, как и история самой страны. В Мьянме таинг рассматривается как своего рода национальное достояние, некая жемчужина наравне с прочими драгоценными камнями (алмазами, рубинами), издревле добывавшимися здесь. Ранее было нетрудно увидеть мастеров таинга: немалое их число жило и практиковало при королевском дворе; в разных частях страны жили и другие мастера. Сейчас уже нет такого количества мастеров традиционного мьянманского боевого искусства, как нет и королевского двора, покровительствовавшего таингу.

Таинг включает три направления. Первое – inn thaing- т.н. «королевский таинг», таинг мастеров и воинов, живших и практиковавших при королевском дворце. Второе направление – kambawza thaing – существовало и развивалось у народности шан в восточной Мьянме. Третье направление – yarmanya thaing – существовало в т.н. «нижней» стране – южной части Мьянмы, у народности мон. Эти направления были в основных чертах схожи, но имелись и различия по использованию видов холодного оружия. В древности таингом занимались едва ли не поголовно, чего не скажешь о нынешних временах.

Китайские боевые искусства

Китай является родиной боевых искусств для народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, японские джиу-джитсу и каратэ произошли из китайских стилей. Сами китайские стили во многом применялись в ограниченных – оздоровительных целях, превратившись в гимнастики. В китайском таинге существует два направления: с применением холодного оружия и без него. Один из стилей боя без оружия называется san chwin (сань цюань), другой – htike kyi chwin (тай цзи цюань). Сейчас в Китае боевое искусство преподается в средней школе и в вузах как отдельная учебная дисциплина. Это также средство самообороны и национальное достояние.

Японские боевые искусства

Первоначально боевые искусства появились в Китае, и лишь затем стали развиваться в Японии, однако в настоящее время гораздо большее количество людей в мире знает именно японские боевые искусства – дзюдо, айкидо, каратэ, джиу-джитсу, кэндо, будо, сумо. Дзюдо сейчас очень популярно в мире, но в действительности это лишь спортивная дисциплина, но отнюдь не искусство самообороны. Дзюдо как раз потому и приобрело такую популярность, что изначально было рассчитано на спортивные соревнования.

Индийские боевые искусства

Историки утверждают, что боевые искусства впервые появились в Индии, поскольку и культура Индии считается наиболее древней в Азии. Боевые искусства Индии – своего рода “отец”, а Китая – “мать” для всех остальных азиатских народов. Для широкой публики индийские боевые искусства малоизвестны, особенно на фоне “раскрученных” китайских и японских стилей. Индийские боевые направления без холодного оружия называются by nort, ar htar, vin na rak, var ja mu sha tee, pin ka ra ti vin.

Боевые искусства народов Европы

Среди европейцев достаточно большое развитие получили направления работы с мечом и палкой. Искусство работы с мечом (шпагой) получило название фехтование (phin sin). Мастер работы с клинком называтся фехтовальщик (phin sar). Фехтовальщик на практике демонстрирует три способа действия: первый – foin – колоть, второй – aphi – рубить и колоть, третий – sarbar – рубить.

Боевые искусства народов других стран

Что касается России, тамошнее искусство самозащиты без оружия называется самбо, очень напоминающее дзюдо. Также есть боевое искусство, напоминающее японское сумо, только бойцы в нем делают захваты за пояс и одежду (татарский курэш? – Прим. пер.). Во Франции национальное боевое искусство боя ногами называется сават. В Африке (в Анголе) и в Южной Америке (в Бразилии) существует боевое искусство капоэйра, где применяются удары ногами и руками.

Человек и таинг

Искусство таинга существует с древности до наших дней. Это обусловлено несомненной пользой, которую таинг дает людям. Человек, занимающийся таингом, становится храбрым и сильным. Занятия таингом дают возможность людям развивать свои способности и таланты — как физические, так и умственные.

-----------------------------

Перевод текста статьи с бирманского на русский язык выполнен усилиями студентов-магистрантов из Мьянмы – Пьо Мо Чжо (Pyo Mo Kyo), Чжо Сва Хтуна (Kyo Svow Htung), Най Мью Вина (Nai Mye Win); редактировал перевод Попов Юрий Вячеславович.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanritclub.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru