Стиснутые между двумя гигантами, Индией и Китаем, территория и народы, составляющие нынешнюю Бирму, в течение всей своей истории находились под их влиянием. Если мы говорим о боевых искусствах, индийское влияние преобладало примерно до 1000 г. н.э. Позже вследствие расширения контактов с Китаем влияние последнего стало преобладать.
Одним из каналов индийского влияния был буддизм. Начиная с периода правления короля Анораты (1044-1077) буддийские монахи познакомили мирян с духовными практиками. Например, слово, обозначающее школу (kyaung), также имеет значение «монастырь». Хотя правила буддизма запрещали исполнение танцев, акробатических упражнений и тому подобных развлечений, все это продолжало жить, а сами правила подвергались пересмотру. Даже убийство – в том случае, если было совершено непреднамеренно, – не рассматривалось как преступление. Это позволяло некоторым монахам преподавать кулачный бой и фехтование холодным оружием небольшим группам учеников в уединенных местах. Преподавание указанных стилей, сходных с т.н. «внутренними» китайскими школами, вышло как из Индии, так и (позже) из Китая, и делало акцент на упражнениях по развитию равновесия, дыхательных и медитативных техник, а также пластики движений. Некоторые из этих стилей медленно эволюционировали в более открытое для публики искусство bando, хотя закрытая система подготовки доступна очень небольшому числу его приверженцев.
Вторжение шанских племен, вынужденных двигаться на юг под давлением монголов, привело к распаду Бирмы на несколько маленьких государств около 1287 года. К 1551 году большая часть Индокитая была объединена под властью бирманцев, но через тридцать лет империя распалась, хотя сама Бирма сохранилась как самостоятельное государство. С тех пор вплоть до британского завоевания 1885 года Бирма периодически вела войны с Сиамом (Таиландом) и даже дважды покоряла эту страну. Опыт успешного ведения войн с сиамцами, впрочем, не помог бирманцам противостоять огнестрельному оружию англичан, и лишь в 1948 году Бирма вновь обрела независимость.
ШКОЛЫ
Бирманские боевые искусства можно классифицировать следующим образом:
Thaing
Thaing практиковался в Бирме в течение сотен лет вплоть до британского завоевания страны. Можно насчитать примерно девять основных стилей таинга – по числу основных этнических групп Бирмы: собственно бирманцы, чины, китайцы, индусы, качины, карены, моны, шаны. Каждый стиль развивался по-своему. Некоторые считают, что для всего комплекса бирманских боевых искусств вместо thaing следует использовать термин bando, обозначающий все практики – как с применением холодного оружия, так и без него. Вообще с приходом британцев искусство таинга было вынуждено уйти в подполье.
После восстания Сая Сана в 1930 году практика таинга возродилась с новой силой, особенно на территории шанских княжеств, в районах Татон и Хантавади. В 1933 году в Мэймьо (г. Пьин-у-Лвин, северная Бирма) офицерами-гурками был основан Военно-атлетический клуб. К концу 1930-х гг. в состав членов клуба входили армейские офицеры – чины, качины, карены, бирманцы. Обучение таингу велось в реалистичной и довольно жесткой манере. Лорд Маунтбеттен, посетивший клубный турнир 1937 года, отметил после наблюдения за несколькими схватками: «Это красивое и суровое искусство… Я просто счастлив, что эти парни на нашей стороне». Генерал Орди Уингейт, одной рукой державший Библию, а другой – демонстрировавший кулак, — как говорят, называл бирманских офицеров-спортсменов «бандитами-бандистами». Потрясающая история этих бойцов могла бы пропасть втуне, но, к счастью, она достаточно известна, чтобы опровергнуть утверждения скептиков о бесполезности индивидуальных боевых навыков в эпоху современных войн. Гурк генерал Бахадур был избран первым председателем этого клуба. Другим светилом был У Ба Тан, который впоследствии в течение двадцати пяти лет возглавлял Департамент физкультуры и спорта Бирмы – вплоть до своей отставки. Известны еще два знатока таинга в 30-е гг. – У Ба Твин и У Ба Йин.
В 1942 году во время японской оккупации преподавание таинга было организовано в общенациональных масштабах, а его учителя получили соответствующий статус. Через два года пропагандой таинга по всей стране занялась Восточно-Азиатская Молодежная Лига (предшественница Всебирманской Молодежной Лиги), насчитывавшая двадцать тысяч членов. Японцы поддержали это направление, в том числе путем проведения показательных схваток с ведущими бойцами бандо – У Пье Тейном, Сая Пва и другими. В это время таинг многое заимствовал из айкидо, джиу-джитсу и дзюдо. С окончанием Второй мировой войны и обретением Бирмой независимости таинг обрел новую жизнь.
В 1948 году состоялся первый Всебирманский чемпионат по таингу; в 1953 году был проведен второй чемпионат, в котором приняли участие более сотни бойцов. Несколько лет назад была создана Всебирманская Федерация таинга, генеральным секретарем которой стал У Чит Тан, в течение долгого времени бывший учеником У Пье Тейна. Другими ведущими наставниками были Кхин Маунг и До Кхин Мьинт Мьинт. В настоящее время для инструкторов по таингу существуют специальные курсы, способствующие унификации и популяризации этого вида боевых искусств. Другая организация – Международная Ассоциация бандо была основана недавно У Ба Таном в честь погибших в Индокитае на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Так была продолжена деятельность Военно-атлетического клуба, закрытого в 1948 году. Активность Ассоциации носит, скорее, международный характер, а ее руководитель Маунг Джи, сын У Ба Тана, обосновался в США. Маунг Джи, впрочем, демонстрирует разносторонние и весьма своеобразные навыки боевых искусств, поскольку изучал китайские, индийские, японские и даже западные стили.
Bando
Школы bando отличаются друг от друга по демонстрируемым приемам, но большинство придерживается единства в изучении на начальном этапе базовых стоек и упражнений на равновесие. Затем преподаются блоки и парирование ударов (по крайней мере, девять основных форм). Наконец, ученики изучают приемы нападения с обязательным соблюдением техники безопасности. Столь продуманная система подготовки прививает ученику уважение к оружию, владению которым он обучается. Приемы нападения можно свести к 12 основным формам.
Стиль бандо делает акцент на быстрых уходах, атаках противника сбоку, работе с открытыми руками. Схватка ведется на ближней дистанции с использованием головы, плеч, локтей, бедер, колен и ног. Появился даже т.н. “карликовый” удар. Приемы борьбы и захваты проводятся после начального удара. Удары ногами, скорее, проводятся произвольно, нежели захваты. И они достаточно эффективны. Приемы изучаются в формах, отрабатываются с одним или несколькими партнерами, затем боец применяет их в схватках.
Бирманский бокс
Традиционный бирманский бокс представляет собой полную противоположность бандо. Если в бандо движения плавные и направлены на оборону, в боксе – жесткие и наступательные. Это напоминает тайский бокс, но, поскольку средний размер бойцов-бирманцев больше, удары имеют большую энергию, хотя и несколько меньшую скорость. Большинство боксеров – простые крестьяне, принимающие участие в поединках всего 4-8 раз в год, в основном, во время важнейших праздников. Лучшими бойцами считаются представители каренов и качинов; наиболее славится искусными боксерами город Моулмейн. Среди шанов и родственных им горных племен ва искусство бокса более не практикуется. Это стало понятно после недавних случаев столкновений и беспорядков в национальных районах, хотя есть свидетельства, что в давние времена у шанов бокс существовал – и они применяли его весьма умело. До сих пор можно увидеть исполнение шанского танца Лай Ка (переводится как «боевой танец», хотя иные переводят как «защита-атака»), который все еще используется как способ подготовки бойцов. Ф. Бауэрс в своем «Театре Востока» описывает его следующим образом:
«Танец начинается с того, что кулаки держат у груди большими пальцами вверх. Затем танцор размахивает в воздухе разжатыми ладонями, делая шаги вперед и назад, вращаясь то в одну, то в другую сторону, нанося удары в воображаемых, невидимых нам противников. Он оборачивается кругом, приседает, скрещивая ноги, вскакивает, как бы раскручивая их, и возобновляет осторожное «прощупывание» воздуха. Танец идет под музыкальное сопровождение, и движения танцора соответствуют ритму и скорости музыкального исполнения, время от времени меняющимся в зависимости от сигналов, подаваемых барабанщиком или самим танцором».
Занятия боксом проходят индивидуально или с партнером, но без использования какого-либо вспомогательного снаряжения, скажем, боксерских груш. Существует четыре ступени обучения: первая, начальная, средняя, профессиональная, — но не существует весовых градаций. Имеются следующие данные по ступеням обучения:
Ступень
Средний рост (футов и дюймов)
Требуемое время подготовки (лет, минимум)
Примерное количество на 1960 год (чел.)
Первая
4 ф. 8 д.
2-3
500
Начальная
5 ф. 2 д.
1,5-2
200-300
Средняя
5 ф. 6 д.
4-5
50
Профессиональная
5 ф. 8 д.
-
25
Данные предоставлены Национальной ассоциацией бокса на основе статистики спортивных схваток. Некоторые боксеры провели в общей сложности до девяноста схваток, тогда как для отнесения к профессионалам достаточно участия в 25 поединках. Победителям соревнований вручается золотая медаль стоимостью 300 чат, проигравшие получают 150 чат (обменный курс составляет 5 чат за один американский доллар). До Второй мировой войны призы имели большую ценность: зачастую только стоимость отдельных бриллиантов в составе приза превышала тысячу чат.
Поединок состоит из четырех раундов, не ограниченных по времени. Достигший цели удар или результативный захват завершают каждый раунд, кроме последнего, который продолжается до тех пор, пока один из участников не будет нокаутирован, травмирован до появления кровотечения, или признает поражение. За схваткой наблюдают два рефери на ринге и шесть судей за его пределами. Бойцы не используют щитки для защиты паха – удары ниже пупка запрещены, также как и хватание за волосы и царапание. При кровотечении в результате удара в голову схватка немедленно останавливается. Кровотечение на теле не засчитывается, и схватка продолжается. Вследствие этого бойцы в основном стараются нанести удар в голову. Сбитого с ног бойца нельзя добивать ногами; он может продолжить поединок, если придет в себя. Удары в голову разрешены правилами, и бойцы стараются воспользоваться этим. Также разрешены броски, что, учитывая разницу в весе, обычно приводило к превосходству в поединках бирманских боксеров над тайскими. Использование бросков тем более эффективно, что руки спортсменов не защищены перчатками или какими-нибудь другими средствами. Все проблемы с законом снимаются подписанием бойцами перед схваткой соответствующих документов. Иногда проведение схваток сопровождается музыкой.
Главным продюсером для западного и бирманского стилей бокса является “тигр” Ба Ньейн. В число ведущих боксеров входили и входят:
1940-1950 гг.
По Тхит
Маунг Тхин
Бью Гейл
Кала Бьян
Бьи Гобьян
Хтит Лат
1950-1961 гг.
Май Чжи
Бо Чжо
Маунг Лон
То Лон
Ба Тлом
По Тхит перед 1940 годом отправился в Таиланд, где победил всех тамошних чемпионов и остался преподавать искусство бокса. В конце 1950-х гг. бирманцы вызвали таиландцев на соревнования. 15 тайских спортсменов приехали в Бирму, но отказались от участия в соревновании из-за превосходства бирманских спортсменов в весе. Некоторые бирманские спортсмены согласились принять участие в поединках с тайцами по тайским правилам – эти схватки прошли с переменным успехом. Очень небольшое количество бирманских спортсменов перешло на участие в соревнованиях по западным правилам бокса – лишь Маунг Таунгу, бывшему чемпиону Бирмы (вес 137 фунтов), удалось добиться успехов в последнее время.
Борьба
Приемы борьбы (naban) пришли в Бирму, большей частью, из Индии, из Китая было заимствовано меньше. Как боевое искусство борьба имела невысокий уровень развития и не получила большого распространения; она практиковалась, в основном, среди горных племен Гималаев, чинов и качинов. Тем не менее борьба была популярна в народе, так что люди предпочитали посмотреть показательную схватку борцов бродячей индийской труппы, нежели соревнования по стрельбе.
Banshay
Cтиль banshay (использование холодного оружия) имеет как индийские, так и китайские корни. Основными предметами оружия являются меч, посох и копье, для владения которыми были созданы целые школы. Бауэрс так описывает шанский танец с мечами:
“Вторым из боевых танцев следует назвать танец с мечами. В ходе представления танцор вихрем крутит два острых блестящих меча вокруг своего туловища, с ураганной скоростью вращает их над головой, вокруг шеи и колен. Это очень опасный танец для исполняющего его. Если исполнитель совершит неверное движение или дрогнет, он запросто может отсечь свое ухо или поранить колено. Начинающий учиться искусству танца держит поначалу свои мечи как можно дальше от тела. Когда танцор становится искуснее, он вращает мечи ближе к себе. Настоящий мастер в ходе танца буквально “стрижет” свою кожу мечами, так что кажется, что они скользят по его туловищу.
Меч
Односторонний бирманский меч не такой легкий и длинный, как европейские шпага, рапира или сабля, так что им нельзя фехтовать с использованием силы одной только кисти. Его следует вращать, нанося колющие и рубящие удары. С другой стороны, он не столь тяжел, как европейские или японские мечи, и им легче фехтовать одной рукой. Традиционно существует тридцать семь форм движений с мечом. Ученикам внушают, что они не должны вынимать меч из ножен, если нет смертельной опасности. В случае нападения боец должен сначала отбиваться ножнами, и только при нарастании угрозы отбросить ножны наземь резким движением. И даже если ситуация зашла так далеко, считается дурным тоном тяжело ранить или убить врага. Хорошо подготовленный боец попросту обезоруживает противника.
P.S. Выражаем благодарность Попову Юрию Вячеславовичу за перевод с английского языка материалов, любезно предоставленных нам Мьянмарской федерацией таинга.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.