Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Учитель-ученик
или нужен ли Учитель в современном мире

Дата: 2004.04.26

 

Начиная с нашего появления на свет, мы все учимся. Но, почему-то, никому не приходит в голову назвать учителем одного из родителей, хотя самые первые навыки и знания мы получаем именно от них?

В школе мы называем учителями тех, кто учит нас читать и писать, не вкладывая в слово "учитель" никакого значения. Мы не называем "гуру" учителя математики за то, что он или она обучили нас сложению и вычитанию, делению и умножению. Почему мы не обращаем внимания на их личностные качества, а просто впитываем необходимые нам знания? Кто-то лучше, кто-то хуже, но наша успеваемость по тем или иным предметам зависит только от нашего трудолюбия. В начале жизненного пути мы все поставлены в равные условия и только от нас зависит наше будущее (станем мы академиками или будем подметать улицы). Если мы не выучили таблицу умножения, виноваты мы сами, а не учитель математики. И мы согласны с оценкой нашего труда.

При дальнейшем обучении в высших учебных заведениях ситуация повторяется. Мы сознательно и безоговорочно обучаемся тому, чего мы не знаем. Мы уверены, что эти знания нам необходимы для дальнейшего развития. Без рассуждений и обид мы признаем превосходство, обучающих нас, людей.

Мы продолжаем обучаться и на работе, которую выбрали, прекрасно понимая и принимая превосходство сотрудников, знающих и умеющих больше, чем мы. Мы обучаемся и растем и прекрасно понимаем, что наши успехи и продвижение по "служебной лестнице" зависит только от нас, от нашего усердия и трудолюбия.

От чего же, начав заниматься боевыми единоборствами, мы обвиняем всех и вся в СВОИХ неудачах. Нам не уделяют должного (по-нашему мнению) внимания, нам дают не правильную технику, нас не так обучают, и так далее и тому подобное…..

Мало разбираясь в боевых искусствах, в их истории и традициях, имея только поверхностные знания, мы называем тренера — учителем, и начинаем требовать от него какого-то особенного отношения, понимания сути вещей и явлений, проявления сверхъестественных способностей. Мы предъявляем претензии, осуждаем, обижаемся, сомневаемся……

Что самое интересное, мы абсолютно точно "знаем", каким ДОЛЖЕН быть учитель, что он ДОЛЖЕН делать и чего НЕ ДОЛЖЕН делать никогда и ни при каких обстоятельствах. Мы "знаем", мы читали книги, мы смотрели фильмы. Мы создали себе образ идеального учителя — доброго, мудрого, всезнающего, всепрощающего, всемогущего сверхчеловека. Мы называем себя учениками, последователями, адептами. Мы уверены в своей талантливости и неповторимости и совершенно забываем о том, что нужно еще и трудиться, прилагать какие-то усилия для изучения и запоминания техники. Если у нас что-то не получается — виноват тренер, сложная техника, методика преподавания, но, ни в коем случае не мы сами.

Где же наш опыт, приобретенный за годы нашего обучения? Почему мы забываем о том, что для того, чтобы получить результат нужно приложить усилия?

Все объясняется очень просто, не зная сути, мы создали иллюзию и пытаемся загнать, в созданные нами рамки ситуацию, неподвластную нам. А она (ситуация), почему-то этого не хочет!

А мы упрямо не хотим понять, что не нужно пытаться изменить ситуацию, нужно меняться и обучаться самому. Единоборство — это в первую очередь борьба с собой! Не изменив себя, не воспитав в себе уважение ко всем мировоззрениям и учениям, невозможно понять, что любое знание — лишь ступень на бесконечной лестнице ведущей к Истине.

Мы много рассуждаем о таком понятии, как школа. Школа внутренняя, школа внешняя, школа сильная, школа слабая. Так, что же такое — Школа? Вспомним среднюю общеобразовательную школу, в которой мы обучались в детстве. В наших воспоминаниях, это здание, в котором нас обучали. Не переносим ли мы это наше воспоминание на занятия в школе боевых единоборств? Скорее всего, да. Мы привыкли, что педагог — это воспитатель. Значит и в школе боевых единоборств нас ДОЛЖНЫ воспитывать. Вот пусть нас и воспитывают, а мы посмотрим, как это у тренера получится! Если нам понравиться, мы, пожалуй, останемся, если нет — поищем другого.

Забываем мы только об одном — тренер не воспитатель! Да и мы не дети! У нас своя голова на плечах, по каждому вопросу мы имеем собственное мнение, у нас есть определенный житейский опыт, мы сами готовы (на наш взгляд) поучить кого угодно.

Возникает вопрос — зачем нам Учитель? Чего мы хотим от человека, который преподает боевые единоборства? Чего нам не хватает в жизни?

Согласитесь, странное желание в зрелом возрасте искать себе наставника! И все равно мы ХОТИМ, что бы нас учили. Может это уход от ответственности за свои поступки, или за свои мысли? Ведь намного легче сослаться на кого-нибудь и обвинить кого-то в своих собственных промахах и ошибках, в своей несостоятельности.

Отношения учителя и ученика подразумевают ответственность друг перед другом. Мы же считаем, что ответственность берет на себя учитель, а мы можем делать, что угодно, как угодно. Он мудрый, он поймет. Он же — Учитель!

Назвав кого-либо учителем, наставником, гуру мы сами добровольно определяем себя в подчиненные и тут же начинаем бунтовать и бороться за свою "независимость". А с кем боремся? Получается, что сами с собой, со своим собственным решением. Как Вы думаете, кто победит в этой борьбе?

Есть еще странная разновидность отношений "учитель — ученик". Мы признаем превосходство тренера — как мастера боевых единоборств, но во всем остальном — мы умнее, мы образованнее. Отдавай нам знания, а сам ты нам не нужен! Ты же ничего не добился в жизни! Чему ты можешь нас научить?

Мы начинаем делить, выбранного нами учителя, на тренера и просто человека. Но при этом забываем, что мы сами пришли к учителю за знаниями, которых у нас нет! Значит, он умеет делать что-то лучше, чем мы! И мы признаем его превосходство! Парадокс!

Мы не задумывались над тем, что судим о ситуации со своей точки зрения. А что мы знаем о человеке, которого назвали своим учителем? Имеем мы право, давать оценку его знаниям и профессиональной подготовке? Зачем мы пришли на занятия? Нам нужно, чтобы нас научили или мы просто хотим посмотреть, как работает тренер? А потом можно и обсудить, что и как он делает с точки зрения дилетанта. Для сведения: Дилетант — любитель, занимающийся каким-либо, искусством или наукой без достаточной подготовки, необходимой для основательного знания предмета, поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.

Какой вывод можно сделать? Мы хотим уметь, но не хотим учиться!

Нам очень хочется восхитить своими "познаниями" друзей и близких. И что же мы говорим в таких случаях? " Мой тренер такой крутой, он знает и умеет делать такие крутые "приемчики", что просто класс! А еще он медитирует! А еще он общается с такими мастерами! Вот какой у меня тренер!". А сами мы чему научились? Почему мы хвалимся чужими успехами? Кто из нас может рассказать о своей "крутизне" или, что еще проще, показать свое умение? Единицы!

"Знающий не говорит, говорящий не знает!" Не про нас ли это сказано? Про наши амбиции и завышенную самооценку? Почему, прозанимавшись какое-то количество времени, мы начинаем проявлять неудовлетворение от занятий? Мы задаем себе вопрос: "Когда же мы будем уметь делать сложные движения? Сколько можно учить одни и те же (по нашему мнению) движения, перемещения и приемы? Почему тренер не дает нам "крутую" технику, которой владеет сам, и выучив которую мы "одним махом семерых побивахом"!" И, оправдывая самих себя, сами себе отвечаем: " Да потому, что он сам не знает и не умеет!"

Совсем недавно мы восхищались знаниями и умением тренера, наставника, учителя, гуру, а теперь критикуем! Он оказался не таким, как нам бы хотелось. У него не тот возраст, он одевается не так, у него не та машина и выглядит он как обычный человек! Мы пытаемся "подогнать" личностные качества тренера под внешний облик "киношных" мастеров боевых искусств. В кино наставники "крутые" и благородные! За полтора часа они из неумехи сделали мастера! Причем ученик и не тренировался вовсе, а только смотрел, как работает мастер и на тебе, научился! Да как здорово у него все получается!

Мы забываем о том, что нельзя научиться чему-либо, только понаблюдав, как это делают другие. А мы все требуем и требуем: покажите нам это, покажите нам то. А что будет, если я сделаю не так как показывают а по-другому? Бесконечное количество бессмысленных вопросов. А не лучше ли прислушаться к тому, что говорит тренер и попробовать сделать именно так, как он говорит!

Мы хотим (как нам кажется) научиться, но заранее все отрицаем и скептически относимся ко всем замечаниям тренера. И что он пристал? Подумаешь, не туда ногу поставил! И так сойдет! У него же получается! И я делаю так, как он говорит и у меня все классно выходит! А он все поправляет и поправляет: то корпус поверни, то стопу не в ту сторону развернул. Лучше бы драться научил!

И ни кому из нас просто не приходит в голову, что он пытается научить наше тело работать в соответствии с определенными законами. Что он учит нас так, как его самого учили когда-то! Он сам много трудился и продолжает трудиться, для того чтобы передавать нам знания.

Наступает момент, когда мы считаем, что вот если бы мы занимались у руководителя нашего тренера, вот тогда мы бы быстренько всему научились! А тут одна тягомотина. А вот там, мы бы показали свое умение. Это очень опасный момент переоценки своих возможностей! Ничему не научившись, мы не можем реально оценить уровень знаний нашего тренера. Но мы уверены, здесь у нас не получается, а там получиться! Это заблуждение может сыграть с нами очень злую шутку. Вроде все также, вроде все просто, а на самом деле выясняется, что даже элементарные движения мы не в силах повторить. И только после объяснений нашего тренера, что-то становиться понятным. Мы начинаем задумываться. Значит наш тренер все-таки, что-то знает и умеет!

А ответ очень прост. Мы читали в книгах о боевых искусствах, что существуют какие-то уровни передачи техники, какое-то "видение" техники. Вот это и есть уровень восприятия знаний. Наш тренер понимает и делает, а мы не можем. Еще одно разочарование! А как же наши амбиции? Наше желание заниматься только у самого главного разбивается о наше собственное нежелание трудиться.

Возникает вопрос — а нужен ли нам вообще тренер, наставник, учитель? Вот только ответ у каждого будет свой. И если мы решаем, что это нам необходимо, нужно следовать всем указаниям нашего тренера, наставника, учителя. А не частично. Это я буду делать, а это нет. Если появились какие-то сомнения, вопросы, обращаться надо именно к своему тренеру, а не самому пытаться разобраться. Не надо создавать иллюзий и пытаться жить в них.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

[ << Назад ]


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanritclub.ru

 

 


Публикация сообщений разрешена только в парольном режиме.

Пройдите идентификацию.

Если Вы еще не зарегистрированы, то можете пройти процедуру регистрации.

 

По вопросам: info@kanritclub.ru



[ << Назад ]

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru