На протяжении нескольких лет, изучая школу Чой, мы повторяли одни и те же техники, записанные в таблицы школы. Совершенствуя физическую выносливость и оттачивая чистоту движений, мы мало времени уделяли развитию концентрации и боевому исполнению приемов. Несмотря на то, что спарринги были на каждой тренировке, всегда стоял вопрос: "А как же применить эту технику в бою"?
Но вот, после первой поездки Виктора Валентиновича Смирнова в Мьянму все вдруг изменилось, но мы тогда этого еще не понимали. На время "забыв" все то, чему нас учили раньше, мы окунулись в изучение совершенно другой, как нам тогда казалось, техники. Мы начали изучать основы каратэ, айкидо и хенд-техник. Очень сильно изменились принципы ведения занятий. Если раньше основная физическая нагрузка приходилась на разминку и постановку ударов, а вся техника выполнялась в более или менее щадящем режиме, то сейчас, все стало по-другому. После разминки мы стали практиковать "позицию всадника" для отработки концентрации и выносливости, затем жесткие дыхательные комплексы, следом — исполнение ката каратэ. И только после этого приступали к изучению техники. Да и процесс исполнения техники стал совершенно другим. Все приемы выполнялись в ритме "мини-спарринга". Все это заканчивалось спаррингом со сменой нескольких партнеров. И, наконец, когда казалось, что уже не оставалось сил, мы опять возвращались к выполнению ката каратэ и исполнению дыхательных комплексов. Из зала буквально "выползали" все мокрые от пота, но с хорошим настроением.
Теперь вернемся к методике обучения. Мы изучали параллельно две системы: каратэ и айкидо. Первое время, казалось, совершенно не связанные между собой, но первое впечатление было обманчивым. Да, каратэ — это жесткие статичные формы, а айкидо — это постоянное движение. Но многие формы каратэ оказались очень похожими, по своей сути, на движения айкидо, только в каратэ они выполнялись с помощью ударов и блоков, а в айкидо — с помощью вращений и бросков. Это было первым объединяющим моментом этих техник.
Затем была техника работы с оружием: японским мечом и короткой палкой. Техники отрабатывались как в ката, так и в различных формах. Сначала изучались стандартные формы ударов, блоков и перемещений, затем все это объединялось в ката.
По мере продвижения вперед, все больше становилась понятной связь между техниками с оружием и системой айкидо. Естественно, постепенно менялась манера ведения поединков и, сами собой, исчезали старые вопросы о том, как реально применить знания в бою. Каждый новый раздел, который мы изучали, вносил что-то новое в общую картину.
Следующим разделом было изучение индийских ката и специальных комплексов дыхательных упражнений. В индийских формах мы изучали совершенно другой стиль ударной техники и перемещений, но, продвигаясь вперед, все чаще и чаще вспоминалась старая техника Чой, та, что называлась "таи-сабаки" или техника уходов с линии атаки, и техника комбинированных атак — называемая "рендзоку", записанная в таблице мастера У Таунг Дина. Естественно, после изучения индийских ката изменилось, в лучшую сторону по эффективности, выполнение техник уходов и рендзоку. Теперь они стали по-настоящему боевыми и мощными.
Следующий раздел — шанская техника с оружием и без оружия. Изучались: система техники "шанских рук" (в ЧОЙ это называлось базовые движения рук, но в более простом исполнении), техника перемещений по определённым фигурам и, естественно, ката. Вот где появилась скорость и совершенно другой принцип дыхания. Для скоростного и концентрированного исполнения шанских комплексов нужно было отработать соответствующий стиль дыхания диафрагмой: короткий вдох и резкий короткий выдох. Только используя этот тип дыхания можно правильно выполнить шанские ката.
Теперь можно вернуться к таблице Мастера У Таунг Дина, и вспомнить самый большой ее раздел, называемый "техника иппонов", включающий в себя 72 базовые техники. Это и есть шанская техника, только вместо привычных ударов и блоков каратэ там применяются техники "шанских рук".
Когда я только начинал заниматься ЧОЙ, то не мог ответить на вопрос: "почему мы изучаем базовые движения рук, но не применяем их в технике и заменяем их блоками из каратэ"? Теперь этот вопрос решился сам собой. Итак, круг замкнулся. Изучая на протяжении последних 9-ти лет разные системы, мы опять вернулись к исходной точке, а именно к таблице Мастера.
Так для чего же мы так долго изучали столько разных техник? Чтобы увидеть общее и различия, чтобы отработать множество разных нюансов в технике, поставить разные типы дыхания, почувствовать концентрацию и расслабленность… ? Используя все эти знания на практике, мы начинаем осознавать принципы комбинаторики в технических действиях. Начиная исполнять, к примеру, "уход углом" с линии атаки, мы заканчиваем действие любой формой айкидо, или хенд-техниками, или шанскими техниками. Технику рук можно применять в различных модификациях: индийской, шанской, японской. Те же уходы с линии атаки можно делать с применением разных техник рук и ног, соответственно меняя стиль ведения поединка.
На мой взгляд, комбинаторика — это не смешение стилей, а умение быстро переходить с одного стиля на другой. А чтобы не было "каши в голове", мы изучаем техники отдельными разделами, и так же практикуем их. Из последней поездки в Мьянму, Виктор Валентинович Смирнов привез неизвестный нам ранее раздел — "комбайн — ката". Это наглядный пример комбинированных комплексов, в которых есть все: и каратэ и хэнд-техник, и "шанские руки" и т.д.
Каждый год, когда Виктор Валентинович приезжает из очередной командировки в Мьянму, нам приходится, на какое-то время "забыть" все, что мы учили раньше и начинать с "чистого листа". Только "забыв" старое, можно непредвзято отнестись к новому и, осознав его, опять вернуться к "старому", и поднять его на новый уровень.
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.