И почему люди думают, что истинные мастера боевых искусств рождаются на Востоке?
Они совсем не понимают, для чего им, людям, даны боевые искусства. Они думают, что для самозащиты и для ведения войн. Какие они наивные! Боевые искусства — это огромный источник энергии. А войны и борьба побуждают людей к действиям для выработки этой самой энергии, для подпитки совершенно другого источника.
Боевые искусства — это источник жизни, а не источник смерти. Боевые искусства — это Путь Защиты. Боевые искусства должны приводить Воина Жизни к её вершинам. Только понявший, что это искусство, и именно, искусство защиты, при огромном трудолюбии, имеет шанс стать воином Жизни.
Следует ясно отдавать себе отчёт в том, что далеко не все, изучающие в данный момент боевые искусства, станут профессиональными инструкторами, спортсменами, или будут ежедневно использовать технические приёмы в своей деятельности. Значит, БИ имеют и другое предназначение кроме единоборства. Задача издавна была поставлена абсолютно правильно — "Борьба за жизнь". Только вот трактовалась эта задача уже по-разному. Не каждый должен стать профессиональным воином, но каждый должен бороться за жизнь.
Конец 2003 года. Вот уже около 30-ти лет я изучаю боевые искусства. Теперь эти знания уже не "тайна за семью замками", как было прежде. У нас уже знают не только каратэ и айкидо, но и многие другие искусства поединка. И не только знают, но и являются признанными специалистами в разных видах единоборств.
За эти годы каждый из нас изменился. Но начинали мы все свои занятия каратэ практически с одной единственной целью — стать сильнее других, и этим выделиться среди своих сверстников и знакомых. А чем в то время мы могли выделиться? В то время завоевать авторитет среди своего окружения можно было только силой. И многие, кто занимался другими видами спорта, приходили в секции каратэ, чтобы стать лучшим, чтобы завоевать "уважение" ровесников. В каждом дворе того времени были свои лидеры. И их лидерство было основано только на результате их стычек с другими претендентами. К сожалению, у многих из нас не было других способов и путей самовыражения.
Вряд ли кто-либо из тех, кто первыми пришли в секции каратэ, думали о философии, дао, медитации и т.д. Задача, увы, была только одна — выделиться среди себе равных.
Только в результате постоянных занятий боевыми искусствами у меня, как и у многих моих товарищей, стал проявляться интерес к философии, истории, медицине и другим наукам. И постепенно БИ стали неким Путём.
Так вот, вопрос стоит так — правильно ли то, что боевые искусства стали называть Путём Воина, Путём самосовершенствования, ведь в основе всего была борьба с противником, которая подразумевала победу одного над другим, и цена этой борьбы — была жизнь?
Раньше целью борьбы была задача выживания. После появления огнестрельного оружия боевые искусства потеряли свою первоначальную задачу — в противоборстве против ружей и пушек они стали неэффективными. Мифы о секретной технике "железной рубашки" были одним из способов поддержать интерес к БИ. На самом деле это не столько техника, делающее ваше тело способным выдерживать удары оружия (особенно огнестрельного), сколько определённый образ жизни. В Мьянме мы встречались с мастером, который демонстрировал нам элементы "железной рубашки". "Выдержать сильный удар — не сложно", — говорил он, — " Сможете ли вы на протяжении нескольких десятков лет жить по определённым правилам, есть определённую пищу, регулярно выполнять специальные и дыхательные упражнения, постоянно быть сосредоточенным на одной единственной цели? Только при этом условии имеет смысл приступать к изучению этой техники".
Жестокая борьба на поле боя, с одной стороны, и не менее жестокая борьба со своими индивидуальными качествами для духовного совершенствования, это две необходимые составляющие в боевых искусствах. И тут нельзя допускать перекоса ни в одну из этих сторон. Каким бы великолепным бойцом Вы ни были, рано или поздно, но обязательно найдётся тот, кто Вас победит. Рассматривать же боевое искусство, как способ проявления своей любви ко всем людям и, особенно, к своему противнику, стоящему напротив Вас с обнажённым мечом, тоже не совсем правильное решение.
Воин, добившийся технического совершенствования, но не управляющий своими эмоциями и не обладающий добротой, не стремящийся к любви, также уязвим, как и тот, кто пытается добиваться цели, любовью, смирением, терпимостью, подставляя то одну, то другую щёку своим оппонентам. Не следует забывать, что в руке оппонента может быть и меч. Выполнит ли тогда он свою миссию?
Каждый воин, сумевший победить в себе негативные индивидуальные качества, должен стремиться к возвышенному, совершенному миру, к любви. Всё правильно. Только растить этот мир следует, прежде всего, у себя внутри. То есть, это такая же работа над собой, как и упражнения в спортивном зале. Окружающий мир состоит из нас, из наших мыслей, из наших поступков. Какие есть мы, такой есть и наш мир.
Задача воина и состоит в том, чтобы определить ту самую середину, тот самый центр, про которые говорят абсолютно все БИ. Вспомните знак Дао — это и есть символ, который следует не только осознать, но и суметь применить в простой жизни.
Для нас, европейцев, техника боевых искусств — это набор каких-то упражнений и приёмов, для восточных людей — это образ жизни, который они ведут до тех пор, пока не добьются поставленной задачи.
Многие современные боевые искусства — это уже не настоящие БИ, это, скорее всего, искусственный вид. Да, эти техники вполне могут быть использованы для самообороны, но только в единоборстве с тем, кто не знаком с подобной техникой. Спорт — вообще не следует называть искусством, это единоборство. Таким образом, получается, что мы, современные люди, изучаем не боевые искусства, а практикуем обыкновенные единоборства. А что же, настоящие БИ, обречены на вымирание?
Мысль о том, что занятия боевыми искусствами — это Путь воина и Путь самосовершенствования, в какой-то момент может показаться абсурдной. Какой это вообще может быть "Путь"? Разве могли вопросы самосовершенствования интересовать людей, которые, прежде всего, должны были выживать? Но и "Убийство как путь недостойно человека", — говорил известный мастер меча Мусаси.
Тогда зачем мы всё это изучаем, ведь никто из нас, изучающих эти техники, не стремится к убийству себе подобных из других секций и групп? Тогда зачем всё это?
Да, вопросов стало ещё больше. Будем ли искать ответы?
Я много лет практикую боевые искусства, и вот только теперь, изучая древнюю технику шанов (более точно, стиль Мастера У Таунг Дина), стал размышлять о таких, на первый взгляд, элементарных вопросах. Лет бы 10 назад я, не задумываясь, дал бы ответ. Сейчас я этого сделать не могу. Почему? Да потому, что, с одной стороны, я вижу технику, предназначенную для убийства противника. С другой стороны, я постоянно, на протяжении уже многих лет, общаюсь с мастерами в Мьянме, о которых трудно сказать, что это необразованные люди и убийцы, совсем даже наоборот. Взять хотя бы к примеру мастера У Кхин Хлайнга, который в свои 70 лет знает японский, китайский, английский языки и начал изучать русский язык! Казалось бы, зачем это ему в таком возрасте?
Кроме этого, работая над этим материалом, в книге "Идеалы самураев", где представлено "обращение воинов к воинам, и только, и потому отличается жизненностью и искренней прямотой", я прочитал то, что, к моей радости, почти внесло ясность в рассматриваемом вопросе " Убийство или самосовершенствование?" в пользу второго. Поэтому приведу несколько выдержек из этой книги:
" …идеал гармоничного сочетания учёности и боевого духа являлся отличительной чертой японской цивилизации уже на раннем этапе её развития и существовал в стране ещё до начала оживлённых контактов с конфуцианским Китаем" .
"…совершенный человек должен владеть и боевыми, и мирными искусствами. Не будучи образованным, невозможно стать настоящим воином".
"Чем большим кругозором будет обладать человек, тем более он будет целен по натуре, тем легче он справится с возникающими трудностями".
Может быть, теперь стоит рассматривать свои занятия, как воспитание в себе духа, способного воспринимать жизненные трудности как борьбу? Осталось только понять с кем и зачем.
Поскольку на эти вопросы пока нет правильного ответа (у меня), наиболее чётко, на данный момент, определяются два пути:
1 — изучать технику боевых искусств соответственно её первоначальному назначению;
2 — изучать технику боевых искусств, именно, как искусство, для познания самого себя, окружающих людей, других наук и искусств и стремиться к познанию окружающего тебя мира.
Каждый из этих путей, по моему мнению, в отдельности является практически неполным, не дающим возможность, пройти весь Путь до конца.
В данный период времени для меня не важны спортивные достижения тех, кто занимается изучением стиля Мастера У Таунг Дина. Мне совсем не важно, вырастет из кого-либо чемпион или будущий инструктор. Самое главное сейчас как для меня, так и для занимающегося то, что Он приходит в спортзал, и получает Знания, а затем использует эту информацию, эти Знания, в своей повседневной жизни.
Таким образом, занимаясь постоянно изучением и практикой боевых искусств, Он не стремится к физическому превосходству над другими и, тем более, к убийству, как первоначальной задаче всех БИ. Наоборот, Он стремится использовать полученную информацию для совершенствования своей мирской (и мирной) жизни. "Путь Воина заключается в изучении боевых искусств, но самое важное — использовать их в жизни и для жизни".
Только объединение этих Путей может дать некий положительный результат. И объединить это возможно только при условии получения знаний от Мастеров, признанных в мире боевых искусств, признанных Вами.
Вообще, в культуре народа выражается вся его суть. Если взять, например, Японию, то даже казнь — вспарывание живота доведена до совершенства (необходимо выбрать специальное место казни, оформить его подобающим образом, назначить присутствующих и помощника). А уж все боевые искусства — это традиции и ритуалы — они постоянно думают о смерти, но не думают при этом об убийстве. Фраза о том, что самурай в критической ситуации выбирает смерть, абсолютно верна. Только не в том смысле, что следует умирать, а в том, что смерть — это Путь естества, именно смерть является продолжением (следующей фазой) жизни.И воин должен следовать именно естеству, то есть бороться за жизнь, а не умирать за необдуманную фразу некоего "авторитета".
В Индии — боевые искусства — это верх физической подготовки, умение использовать всевозможное оружие и всё это на фоне различных религиозных верований — умение соединить несоединимое.
В Китае — это техника, доведённая до совершенства. Казалось бы, больше нечего совершенствовать, но они всё тренируют и тренируют, не только тело, но и свой дух.
В Мьянме — почти полное сочетание всего вышеперечисленного — на основе традиционных видов борьбы развиваются ещё более совершенные системы. Трудолюбие мьянмарцев безгранично, они осваивают всё новые и новые системы. Может даже показаться, что это полный уход и от традиций, и от истинного смыла искусства. Оказывается, совсем наоборот, новые системы формируются и проверяются только на основе традиционных систем боя, ещё больше их совершенствуя. Как абсолютно наглядный пример — стиль Мастера У Таунг Дина — многие уже проверили его на себе под названием "Чой", очень самоуверенные могут проверить его на себе под названием "Шанги", лично в моём исполнении. А истинный смысл — использование этих знаний в жизни — в физическом совершенствовании, в танцах, в обрядах и ритуалах. Если кто-нибудь видел, как танцуют в Мьянме, он этого не забудет никогда. Кстати, насчёт физического совершенства — не каждый, живущий в этой стране, имеет возможность (время и деньги) для занятий боевыми искусствами. А вот те, кто действительно изучают их, со временем становятся теми, кого принято называть великим словом "Мастер".
И, самое главное, что характеризует все боевые искусства Востока — это почитание Знания и Учителей!
По моему мнению, и по моему опыту, если и можно получить какие-либо наставления и рекомендации, то только от мастеров, посвятивших изучению и практике боевых искусств, всю свою жизнь и, получивших свои знания, также от Мастеров. Только настоящий мастер может научить отличать боевую технику от её копии и грамотно провести по Пути, никого при этом не убивая. Для того, чтобы эти наставления были получены, следует только внимательно слушать мастера и точно выполнять все его указания. Стоп! Очень немаловажный момент — нужно встретить своего Мастера! Где и когда — это уже зависит в большей степени от вас, от вашей целеустремлённости. В Мьянме существует такое понятие передачи Знаний — "от сердца к сердцу". "Как Будда проповедовал самые разные законы, чтобы спасти всех живых существ, точно также следует и каждому отдавать все свои силы ПУТИ ВОИНА и УЧЁНОГО и никогда не отступать от него".
Это должно быть в основе. Тогда у вас будет возможность в конце своей жизни подвести итог: " Да, я прожил эту жизнь не напрасно, я кое-что понял, поэтому я принимаю следующую жизнь с радостью, с желанием жить и познавать".
Для того, чтобы постичь секреты Мастеров и самому стать Мастером, исполнения одной техники мало. У нас есть очень много мастеров, мастеров техники. Но надо еще стать и Мастером Духа.
Если взглянуть на путь развития, построенный по принципу уровней, то после достижения физического здороья, технического мастерства и спокойной уверенности в себе — первый уровень работы над собой, физический. Второй уровень — духовный.
"Мы духовные существа, проходящие человеческий опыт, а вовсе не человеческие существа, стремящиеся получить опыт духа" — вот над этой мыслью следует подумать.
Может быть, при этом сочетании мастерства техники и духа, удастся постичь истинное боевое искусство, соединив реальность жизни и смерти с внутренним стремлением к совершенству?
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
82 От : СашусикТема : Боевые искусства — путь убийства или путь совершенствования?
2004-04-19 15:50:33
Я занимаюсь боевыми искуствами (далее БИ) более 14 лет. Это, конечно, не 30, но все же. Сейчас я уже близок к завершению курса, во всяком случае, его технической части. По моему опыту общения с представителями стиля ШАНГИ упор на духовное совершенствование перекрывает реальную работу по отработке техники. Чтобы стать хорошим пианистом и демонстрировать настоящее искусство, надо сначало много лет делать упражнения по развитию пальцев. Каким бы высоким уровнем духовности не обладал музыкант, если его пальцы двигаются не достаточно слаженно и быстро, Бетховена сыграть не получиться — даже в состоянии глубокой медитации и с мыслями о любви ко всем живым существам: пальчики за высоким полетом духа не поспевают! Чтобы достичь высот в постижении природы человеческого духа и даже стать Просветленным совсем не обязательно заниматься БИ. Я говорю так не потому что стою у входа в нирвану — просто упражнения цигун и йоги исторически первичны перед БИ, как Путем. Так зачем же вообще заниматься БИ? Выживанию в современном обществе более способствует высшее образование и хорошая квалиффикация, нежели сильное тело. Чтобы быть здоровым, опять же не нужно заниматься именно БИ, а чтобы стать Просветленным необходимо укротить свои страсти и желания и пойти по восьмеричному пути, предложенному Буддой. Так зачем все это, почему миллионы людей выбирают китайские, японские БИ, а наиболее продвинутые представители рода человеческого, естественно, мьянмарские БИ как свой Путь и образ жизни (сарказм был не с проста,цитата: "В Мьянме — почти полное сочетание всего вышеперечисленного — на основе традиционных видов борьбы развиваются ещё более совершенные системы" В.В.Смирнов)? Я тоже сейчас затрудняюсь ответить. БИ — это постоянный процесс и путь накопления Силы, которая открывает двери к Знанию, которое в свою очередь дает возмозность открыть новые источники Силы и т.д. Магия, Даосский путь — суть тоже самое. Просто все мы в начале хотели быть сильными, а когда стали — захотели пойти дальше
Не соглашусь с Вами! Основное внимание уделяется как раз наработке техники.
Мне повезло! Пятнадцать лет назад я пришла заниматься в группу Виктора Валентиновича. Так вот он нам всегда говорил, что сначала нужно научить работать тело. Т.е. наработать технический арсенал (движения, перемещения, приемы и т.д.)
Приобретенные знания должны достичь "критической массы", для их осмысления и понимания. Совершенствование — это же постоянный процесс переосмысления, в данном случае техники. И, конечно, постоянная работа. А духовное совершенствование, на мой взгляд, это личное дело каждого человека. Если он пришел в зал попрыгать, так пусть прыгает, если ему это нравиться. Выучил он пару "связок" и несколько формальных комплексов — молодец! А может это его потолок? И не нужно ему никакого совершенствования.
Сарказм.... Каждый имеет свое мнение, согласитесь. Виктор Валентинович высказал свое, но это не значит, что оно единственно верное. Просто это его мнение и его опыт, которыми он с нами поделился. Вот и все!
Ответить на вопрос о смысле занятий БИ, я считаю, невозможно. Просто так получилось, что именно это запало в душу. Можно конечно написать много всяких слов о необходимости и т.д. и т.п., но это ничего не объяснит.
Вы написали, что "близки к завершению курса". А разве есть предел совершенствованию? =)))))))
Я написал, что близок к завершению обучения технике, т.е. обязательной программы школы, а она, естественно конечна. И по поводу моего "Сарказма". Мнение Виктора Валентиновича на фоне его 30 летнего опыта занятий боевыми искусствами выглядит высокомерным и оскормбляющим представителей других систем. Не буду дальше развивать эту тему, но мне кажется что вопрос о том какая система наиболее эффективна решается в процессе оценки основных характеристик системы в сравнении с другими, таких как физические требования, необходимые для освоения полного курса, сроки подготовки бойца, неоходимость в подручных средствахи старядах и специальных условиях для тренировки и т.д. Имея все эти данные и более или менее массовую статистику по применению техники в реальных ситуациях можно вывести ее место в сравнении с другими системами. Результаты статистических исследований становятся более-менее достоверными если в опросах принимало участие не менее тысячи человек. Разве у Виктора Валентиновича есть результаты хотя бы сопоставимого по масштабу сравнительного анализа, чтобы утверждать о превосходстве системы ШАШГИ над всеми существующими!? 30-летний опыт занятий и высокие мастерские степени, по моему, обязывают подкреплять подобного рода высказывания реальными фактами, а не только собственным авторитетом.
При этом, я считал и считаю самого В.В. Смирнова несомненно большим авторитетом и реальным специалистом в области боевых искусств, а также приятным и располагающим к общению человеком.
Вы делегат оскорбленных представителей других систем? Где Виктор Валентинович написал, что Шанги круче всех остальных видов БИ? В частности Вин Чун?
Он писал о Шанги! Как Вы поняли статью, это Ваше личное дело. Мы никогда и никому ничего не доказывали и доказывать не собираемся. Мы просто занимаемся тем, что нам интересно и выкладываем на нашем сайте информацию о нашей школе. Что в этом оскорбительного и высокомерного?
Я вообще не чей делегат. Я не сравниваю ШАНГИ и Вин Чун, да и какое отношение система Вин Чун имеет к теме статьи В.В. Смирнова? Это ведь сайт ШАНГИ, а не Вин Чун, правда? А вот где Виктор Валентинович написал, что ШАНГИ круче всех остальных видов БИ:
"В Индии — боевые искусства — это верх физической подготовки, умение использовать всевозможное оружие и всё это на фоне различных религиозных верований — умение соединить несоединимое.
В Китае — это техника, доведённая до совершенства. Казалось бы, больше нечего совершенствовать, но они всё тренируют и тренируют, не только тело, но и свой дух.
В Мьянме — почти полное сочетание всего вышеперечисленного — на основе традиционных видов борьбы развиваются ещё более совершенные системы". Я имею в виду фразу о "ещё более совершенных системах", т.е. более совершенных чем Индийские и Китайские, если я правильно понимаю по-русски:)?
Мы обсуждаем здесь систему ШАНГИ. Так давайте обсуждать именно ее! Мне интересна эта система и конкретно В.В. Смирнов, как Мастер БИ. Иначе чего бы я Вам писал?
Еще раз вынуждена повторить. Виктор Валентинович писал о совершенствовании и развитии Шанги. Если Вы поняли по другому =(((( Каждый видит то, что хочет увидеть.
Написать ответ
68 От : anavrin
2004-04-20 12:52:41
Вопрос о смысле занятий БИ поднимался уже неоднократно. Все ищут свой ответ на поставленный вопрос. Именно свой. И здесь не грех сравнить, не навязывая, различные точки зрения. Мне кажется, что занятие БИ, как и любым другим видом деятельности, отражает естественную активность, нацеленную на адаптацию с окружающей средой. Здесь не нужно искать что-либо чрезвычайное. Это неизбежная потребность живого (человеческого) организма. Таким образом, многолетние занятия БИ, представляют собой цепь успешных адаптаций к последствиям собственной активности, направленных (кем-то и чем-то) в одно эволюционное русло.
Сами-то поняли чего написали:)? Боевые искусства — это прежде всего БОЕВЫЕ искусства, а не "цепь успешных адаптаций к последствиям собственной активности, направленных (кем-то и чем-то) в одно эволюционное русло".
Написать ответ
51 От : anavrin
2004-04-21 15:49:31
По Вашим высказываниям можно судить о достаточной начитанности литературы по БИ. Я надеялся быть понятным и предложил НЕЗАВИСИМУЮ формулировку, основанную на современных исследованиях в области психологии поведения и мотивации деятельности в частности. Все равно благодарю за коментарий.
Написать ответ
55 От : anavrin
2004-04-21 15:55:11
"Я занимаюсь боевыми искуствами (далее БИ) более 14 лет".
Я занимаюсь китайским Вин Чун более 10 лет. Глава школы г-н Дональд Мак. Он глава Международного Института Вин Чун в Гонк Конге. Дональд Мак ученик мастера Чоу, Чоу один из ближайших учеников Ип Мэна (у него и якобы учился Брюс Ли около 3 лет). Это традиция из первых рук. Г-н Мак периодически приезжает в Москву и проводит семинары, принимает экзамены.
Написать ответ
52 От : anavrin
2004-04-21 16:50:40
Не плохо. Беспорно есть смысл общения. Как Вы посмотрите, если я задам Вам вопрос на форуме?
Ваше сообщение тоже, если очень захотеть, можно посчитать высокомерным =))))) Все относительно! Виктор Валентинович сам руководитель школы и ежегодно получает знания и аттестации от главы школы в Мьянме. И что дальше?
Ладно, укололи друг друга. В гости пригласите? Заодно покажите ШАНГИ в действии. Мне искренне интересно. Это не вызов, я просто хочу посмотреть, поспаринговаться в игровой манере. Если конечно можно. Пригласите?
Пригласить и заодно показать? Ну если только заодно=))))))))))
Сейчас нет времени, готовим ребят к аттестации и показательным выступлениям. Могу только пригласить на очередной семинар Виктора Валентиновича.
А летом можно и в гости =))))))))
Написать ответ
53 От : А Журавлев
2004-04-30 15:43:19
Есть вопрос. Кто из членов школы, способных на должном уровне продемонстрировать в спарриное технику ШАНГИ будет летом в Москве, кто-нибудь будет?
И второе, самое главное. На какой средний срок обучения расчитана программа ШАНГИ. Подчеркиваю — программа обучения технике, ведь ее какое-то конечное количество. В школе должна и есть официальная программа обучения. За сколько времени человек со средними физическими возможностями но с большим желанием может овладеть и сдать полный курс по школе. Мне интересны приблизительные временные рамки. Ну, например 5-7 лет или 10-12 и т.д. На примере Вин Чун могу сказать, что программа этого стиля рассчитана на 5-7 лет обучения. С нетерпением жду ответа. И еще, а когда ближайший семинар В.В.?