В те, уже далёкие времена, когда боевые искусства только начали развиваться в нашей стране, естественно, появилось и множество легенд как о самих школах и о людях, преподававших в них, так и о различных, секретных и тайных техниках, при помощи которых можно было из любой ситуации выходить победителем. Само собой разумеется, что в нашей Школе тоже существовали легенды. Интерес к Школе "Чой-кендо" был очень велик ещё и потому, что в то время Бирма (ныне Мьянма) была страной закрытой, попасть в которую можно было только в мечтах. И никто из нас, занимавшихся в Школе "Чой-кендо" в 70-х годах прошлого столетия, не верил, что когда-нибудь удастся побывать в этой загадочной стране. Поэтому всё, что рассказывал нам Учитель, мгновенно впитывалось нашими молодыми умами, перемешивалось с личными фантазиями и мечтами, и в результате, желаемое очень часто выдавалось за действительное.
Прошло немало времени, и теперь у нас существует возможность посещать Мьянму, общаться с Мастерами боевых искусств и тренироваться под их руководством. Многие мифы быстро развеялись, но и многие оказались правдой. Да к тому же, нам самим теперь пришлось столкнуться с такими ситуациями, в которые можно поверить, только, если сам видел всё это своими глазами.
В данной статье мне хочется поговорить с вами и поделиться своей информацией о технике взгляда. Изучая специальные шанские техники с оружием, мне приходилось очень тщательно следить за обоими мечами, чтобы не пораниться (речь идёт о технике с двумя короткими мечами, характеризующейся одновременным движением мечей в разных плоскостях и по разным уровням. Хаотичное, на первый взгляд, движение на самом деле является выверенным и продуманным). И в моей памяти всплывали картины тренировок с мастерами, их постоянно сосредоточенно-отсутствующий взгляд во время демонстрации техники. Также я помню этот же взгляд у Учителя, когда только что пришёл в его группу. А потом легенда о технике исчезновения!
Существуют различные теории и техники взгляда в поединке. Рассмотрим некоторые из них, и определим, какая техника взгляда больше всего подходит именно вам.
Я буду описывать те техники, которым обучался под руководством Мастеров, основываясь на своём личном опыте.
Не будем делать различия, боевая это ситуация или спортивная, техника взгляда будет одинаковой.
Смотреть следует не на противника, а сквозь него. В результате такой техники взгляда мы видим противника всего, как единое целое. Поэтому каждое его движение рукой или ногой мы воспринимаем как часть движения целого. Поэтому на эти движения наше подсознание (как и сознание, тоже) реагирует спокойно и уверенно — угроза, исходящая от части, не страшна.
Если же мы начинаем фиксировать своё внимание на руках или ногах противника, то уследить за их движениями достаточно трудно. Взгляд при этом должен беспрестанно фиксировать разные уровни и дистанции. При этом противник не является для вас целостной системой, воспринимаемой единой. Каждая рука, или нога — при таком подходе, сами являются целыми частями. В результате нам приходится контролировать одновременно несколько целых, самостоятельных частей. Такая "техника взгляда" вызывает беспокойство в сознании. Бегающий взгляд бывает обычно у неуравновешенных людей. Кроме этого, при таком взгляде постоянно меняется фокусировка.
Вот в этом и состоит весь "секрет" взгляда — противник должен быть в фокусе. Вы установили фокус и зафиксировали противника. Чтобы он был постоянно хорошо вам виден, фиксируя взгляд за ним, вы тем самым делаете запас чёткости, поскольку противник будет двигаться, а не стоять на месте. Кроме этого, данная техника позволяет более качественно использовать боковое зрение, а также способствует сохранению внутреннего спокойствия.
При этом существуют различные точки фокусировки взгляда. Вы можете направить свой взгляд сквозь глаза противника. Не следует смотреть именно в глаза — движения глаз очень быстры, за этими движениями очень трудно следовать, а также можно попасть на противника, владеющего техникой гипноза. В этом случае, у вас шансов практически не останется, если вы сами не обладаете гипнозом.
Можно направить свой взгляд через солнечное сплетение вашего соперника. Это несколько иное состояние. Здесь ваш противник существует для вас уже условно — есть объект, который вам следует уничтожить. При этой технике взгляда эмоции отключаются. Как вы уже понимаете, в спортивных поединках такой взгляд использовать не полагается, поскольку это может привести к травмам вашего соперника.
Третий вариант — взгляд сквозь живот противника. Это уже полностью закрытая позиция — закрыты для противника ваши глаза, закрыто полностью ваше сознание. В этом положении противника для вас уже не существует, вы решаете свои задачи в этом мире, в данный момент времени.
Хотелось бы отметить следующее — опытный инструктор, или хороший Учитель, всегда будет вам говорить, чтобы вы никогда недооценивали своего противника, будь это учебный поединок, спортивный поединок или настоящий бой; будь это обладатель чёрного пояса или новичок. Всегда следует воспринимать ситуацию и тех, кто в этом участвует так, как будто вы видите всё это впервые. Вспомните, как говорил Гераклит: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Бой, или учебный поединок, — это динамика. Поэтому ваш соперник постоянно изменяется, каждое мгновенье он другой. Нельзя думать о том, как он действовал раньше, и о том, что он замышляет. Следует воспринимать его настоящим, тогда он будет полностью находиться под контролем. Поэтому, лично мой опыт поединков и моё изучение стиля Мастера У Таунг Дина и шанской техники боевых искусств, научили меня быть постоянно в точке настоящего времени. Эта способность либо даётся человеку от природы, либо он при помощи технических упражнений развивает её в себе — быть здесь и сейчас.
Если вы внимательно посмотрите на человека, выполняющего древнюю шанскую технику, то у вас, во-первых, сложится впечатление, что это какой-то древний танец, во-вторых, ваше внимание будет постоянно приковано к тому, как и куда, смотрит этот человек. Постоянные движения его глаз ведут ваше внимание за собой, ничто не остаётся при этом статичным, всё течёт, всё движется, и, самое главное, что движетесь при этом и вы! Вы постоянно новый, у вас постоянно новое ощущения самого себя, вы постоянно находитесь в настоящем времени. (Не это ли высшие медитативные техники, поданные людям, проводящим свою жизнь в битвах и убийствах, на их же языке — через боевые искусства?)
В любой базовой технике шанов, вы увидите сосредоточенный взгляд и постоянные движения головой. Взгляд регулирует фокусировку противника, движения головой контролируют соединение двух центров — вашего и соперника. При этом движение продолжается. В этом и состоит некоторая часть боевого искусства — контроль центров при постоянном движении, при нахождении в настоящем времени и в радости, оценивая каждый миг этой ситуации, как единственный и неповторимый.
Таким образом, каждое мгновенье для вас становится новым, и поэтому радостным. В таком состоянии вам абсолютно безразлично состояние жизни, или смерти. То есть переход в иное состояние это просто новый миг. Вам становится безразлично, погибнете вы в этом бою, или выиграете его — вы продолжаете двигаться из внешнего мира во внутренний, и обратно.
Заметьте, вы имеете возможность жить в нескольких мирах. Всё зависит только от вашей готовности и вашего осознания, а также от правильных методов и форм, подводящих вас к этому состоянию.
Очень-очень давно Г.В. Попов рассказывал нам о том, что в Школе существует техника исчезновения. Естественно, что нами, тогда ещё молодыми людьми, эта информация воспринималась естественно и безоговорочно — раз Учитель сказал это, так оно и есть. Подобная позиция в отношении всего, что говорит Учитель, толкала нас к постоянному поиску этой "секретной" техники. Все технические приёмы, известные нам в то время, отрабатывались в ключе — скорости и манёвра — для того, чтобы исчезнуть из зоны видимости соперника. Многого, естественно, мы не знали, но сама идея дала нам очень многое в понимании самой техники и способов её применения в поединке.
С сегодняшней позиции могу подтвердить слова Учителя — техника исчезновения существует.
Раньше я задавал сам себе вопрос — если эта техника есть, то почему Учитель не демонстрирует её всем, особенно на показательных выступлениях? Ответ оказался проще простого — эта техника "видна" только тому, против кого она направлена. Физически исчезновение в поединке длится секунды, но в реальном бою эти секунды необходимы для того, чтобы они стали вечностью для вашего противника. Именно поэтому, в спортивном спарринге эти мгновенья могут заметить только внимательные и пытливые ученики, стремящиеся к совершенству, как внешнему, так и внутреннему.
Также, эта техника исчезновения подразумевает и медитативную составляющую боя. Если коротко, то технология такова: фиксация взгляда на точке способствует внутреннему сосредоточению. При этом вся информация извне целенаправленно фокусируется "внутри" сосредотачивающегося человека. Резко возрастает объём принимаемой информации, и её цветовая насыщенность. Вы оказываетесь в совершенно ином состоянии, можно сказать (хотя и, очень приблизительно) в качественно ином мире. Противник, только что бывший перед вами, исчезает как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Обратите внимание, исчезаете не вы, а ваш соперник исчезает для вас.
Не человек, стоящий перед вами, а соперник. Естественно, что вы видите друг друга. Но воспринимаете друг друга по-разному. Вы смотрите на него уже с другого уровня, приблизившего вас к естеству природы, поднявшего вас на иной уровень понимания и осознания. Он для вас уже не враг, и не соперник. И, чтобы он не делал, он не в состоянии противостоять этим законам.
Таким образом, техника исчезновения самым прямым образом связана с техникой взгляда, которую можно объяснить ещё проще — состоянием транса. Такое состояние всегда отличалось от естественного тем, как смотрит человек, находящийся в трансе. Кроме того, не стоит забывать, что это особая психическая защита в условиях реального боя, позволяющая сохранить свою психику, а также вытерпеть многочисленные удары, не чувствуя боли. Только после того, как человек выйдет из этого состояния, он ощутит физическую боль и будет крайне удивлён, как это всё он смог вытерпеть.
Также следует коснуться техники видения в темноте, которая была передана Мастером У Нюнт Дином. Звучит заманчиво и загадочно, не правда ли? Однако, выполняется элементарно просто — умение сосредоточиться с открытыми глазами на 1/3 вашей переносицы. Как видите, ни каких супер-секретов, элементарная постановка взгляда, тренинг на концентрацию, фиксирование и удержание взгляда, и естественно, контроль своего внутреннего уравновешенного состояния при помощи дыхания. Вот и всё. Хотите видеть в темноте, как кошка, тренируйтесь, все секреты сейчас перед вами, на этом листе.
Используя технику взгляда, можно изменять скорость удара противника. Думаю, что это положение нельзя оставить без объяснения. Попробую, как говорят, "на пальцах" объяснить сам принцип.
Итак, возьмём классический пример из школьного курса по физике. Вы сидите в движущемся поезде. Пейзаж, находящийся за окном, вы знаете, не движется, а движется только поезд. Естественно и понятно. Теперь исключим наши ощущения движения поезда, представим его движение абсолютно плавным. Теперь мы чувствуем, что поезд не движется, но при этом видим, что двигаются все объекты, находящиеся за окном. Таким образом, говоря языком физики, всё зависит от системы отсчёта. Также можно сказать, что многие вещи и явления воспринимаются нами в зависимости от наших ощущений. Как мы ощущаем, так и воспринимаем.
Вернёмся немного назад, к физике. Теперь ещё пример. Два поезда движутся параллельно, с одинаковой скоростью. Мы можем воспринять эту ситуацию, как два стоящих поезда. А теперь, противоположная ситуация — два поезда движутся параллельно, но навстречу друг другу. Естественно, что воспринимаемая нами скорость движения будет большей, чем та, с которой на самом деле движутся поезда. Ну и что в этом всём может быть фантастическим? Как видите, ничего.
Итак, теперь к боевым искусствам. Противник наносит удар. Отворачиваясь от его удара, вы создаёте ситуацию "поездов, двигающихся во встречном направлении". Атака противника видится вам очень быстрой, и вы не в состоянии отреагировать на неё должным образом. Исправить эту ситуацию можно движением глаз — отворачивая голову, продолжайте глазами сопровождать движение противника. Таким образом, вы создадите ситуацию "двух поездов, движущихся с одинаковой скоростью и в одном направлении". Теперь скорость атаки противника находится под вашим контролем. А, если вы и с самого начала не отворачиваетесь, а сопровождаете движение противника и поворотом головы, и взглядом, то это только усиливает ваше действие. Шанские техники схода с линии атаки с движениями головы и глаз позволяют управлять течением времени в поединке. Нужно только правильно пользоваться этой техникой, здесь есть, естественно, и некоторые тонкости.
Поскольку движения глаз значительно быстрее движения руки, а уж тем более, ноги и всего тела, и эта техника позволяет вам регулировать скорость противника, то просто не разумно не использовать её.
Естественно, что одним взглядом всё не кончается. "Вышел — посмотрел — победил" — это не для спорта. В спорте требуется зрелищность, действие, амплитуда. Поэтому эти техники для спорта не являются важными, они просто противопоказаны спорту. А вот в реальной жизни при помощи взгляда решается очень многое. Эта техника рождена не боевым искусством, наоборот, она взята из жизни и стала использоваться в боевых искусствах.
Практикуя технику взгляда, постепенно можно почувствовать, что, глядя тем или иным способом, изменяя углы взгляда, у вас тело само принимает позиции, соответствующие информации, поступающей вам через глаза. Это может быть либо агрессия, и ваше тело само уже настраивается и формируется (трансформируется) для нападения, либо оборона — и тело занимает оборонительные позиции (приседания, уклоны, скрутки со взглядом снизу вверх). Но это не должен быть взгляд сдающегося, взгляд покорности (хотя, как уловку, можно использовать). Даже этот взгляд, снизу-вверх, в определённой позе будет жёстким, как пика с упором в землю, направленная на врага. Не каждому захочется атаковать такого соперника, даже находящегося внизу.
Считаю очень важным сказать об этом, поскольку в технике Школы много позиций на нижнем уровне. Используя их без правильной техники взгляда, практикующий их обрекает себя на поражение, что было неоднократно доказано даже в спортивных поединках. Сейчас, когда нам стало известно столько "секретных" техник, следует не хвататься за голову и кричать о том, что уже поздно переучиваться, а следует начинать всю известную вам технику перерабатывать с этими "новыми" техниками. Это не ломка вашей прежней техники, это её шлифовка.
Я думаю, что это и есть настоящий Путь к мастерству, долгий, трудный, бесконечный….. Только способный идти по этому Пути становится Мастером. И не стоит забывать, что мастерами мы становимся только по отношению к другим людям, а не к самим себе. Так что называть себя мастером смешно и глупо. Пусть, идущие с вами рядом, назовут вас Мастером. Согласитесь ли вы с ними?
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
Саша, если есть, что еще сказать по этому вопросу, пиши статью. С удовольствием разместим ее на сайте. Вашу переписку с Виктором Валентиновичем я убрала в архив.
Написать ответ
75 От : А Журавлев
2004-07-15 23:06:09
Здравствуйте Ольга Владимировна! Давно с вами не встречался в виртуальном пространстве, очень рад!
У меня было чего спросить, я спросил. Статью уже написал ВВ.
Переписка показала, что у нас с ним, в принципе, одинаковые взгляды на проблему. Жаль что вопрос возник только у меня. На форуме народ во всю обсуждает асимметрию во вселенной и 2-ю сигнальную систему :)
Я могу быть полезен и являюсь более компетентным в вопросах тактики ведения поединка: этапов, дистанции, технике сближения и входа в контакт. Естественно, с отпечатком собственной системы. Правда в ближнем бою любой боец будет использовать технику, близкую Вин Чун концептуально. Если интересно, то могу попробовать написать.