Ритуалы в боевых искусствах берут свое начало в философско-религиозных взглядах народов. Их кажущееся на первый взгляд разнообразие имеет общие корни. Этими корнями являются шаманистские верования, следы которых видны во многих современных религиозных культах. В их основе лежат системы поклонения духам природы и духам предков. Древность боевых искусств подтверждается наличием в них следов этих культов. Как пример приведу цитату из книги "Муай Тай — свободный бой": "…традиционная церемония "боевого танца" рам муай превратилась в настоящее представление поклонения духам предков, демонстрацией уважения к участникам и зрителям и стала своеобразной настройкой на бой, ценой которого было самое дорогое, что есть у человека — его жизнь". В процессе эволюции происходило взаимопроникновение и обогащение философских систем и религиозных верований и, наложение молодых культов на древние рождало новые системы. Это видно в развитии религиозного мировоззрения Китая, Таиланда, Мьянмы (Бирмы) и других стран Азии. Так даосизм ассимилировался с буддизмом, шаманистские верования Таиланда тоже менялись под влиянием буддизма, и таких примеров множество.
Не секрет, что искусство борьбы, совершенствуясь из поколения в поколение, становилось все более эффективным орудием убийства. Но эволюция требовала не только формирования физических качеств человеческого тела, но и этических норм в поведении и отношении к окружающему миру. Совершенствование боевых искусств шло в ногу с формированием религиозного мировоззрения. И изменение этических и нравственных норм влияло на технику выполнения технических приемов. Существует много легенд о великих мастерах БИ и объединяет их все то, что они (мастера) на первый план ставили достижение состояния гармонии с окружающим миром. А БИ становились методом познания этой гармонии. Как один из примеров рассмотрим систему Айкидо. Это современное боевое искусство. Давайте посмотрим, как переводится это слово в разных источниках:
"Маленькая энциклопедия Айкидо"
ай — принцип гармонии, целостности;
ки — энергия, сила, вибрация, сущность жизни, дух;
айки — сочетание ки. Все элементы Вселенной возникают из сочетания положительной и отрицательной ки; занимающиеся Айкидо добиваются гармонии своей ки как с ки их партнеров, так и с ки окружающей среды.
В таком понимании принцип айки аналогичен принципу Дао, и не случайно символом Айкидо является китайский символ взаимодействия инь и ян. Это еще один пример взаимопроникновения или взаимосвязи различных культур.
"Айкидо и гармония в природе" М.Саотомэ:
ай — встреча, соединение, связь, слияние;
ки — энергия, сила, вибрация, сущность жизни, духа;
айки — соединение с силой, стать одним целым с силой универсальной энергии.
Интересен тот факт, что в ином написании Ай переводится как любовь. Дух любви — это дух гармонии всего сущего в мире.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что целью занятий является установление связи с энергией мирового творения или универсума и, в этой связи человек должен измениться сам, осознав единство всего мира. Поэтому все большие Мастера, знающие о взаимосвязи всех вещей и явлений во Вселенной, в природе Земли и Человека, понимали, что, разрушая окружающий мир, в том числе и убивая людей, человек разрушает сам себя. Они учили не только приемам борьбы, но и вводили в обучение философию и религию. И, таким образом, привнося элементы гуманизма и этики в "искусство убивать", создавали боевое искусство — как искусство самозащиты и рассматривали его с этой точки зрения.
Но вернемся к школе "Шанги" стиля Мастера У Таунг Дина, и вспомним его девиз: "… овладеть боевыми искусствами не обязательно означает научиться использовать грубую силу. Нужно оставить высокомерие и гордость и, конечно мысли о мести. И учиться, чтобы стать спокойным и умерить свое самомнение, воспринимать жизненные ситуации со смирением и огромной добротой" Как видно, и искусство Мастера У Таунг Дина создавалось для достижения внутренней гармонии, являющейся ключом к совершенствованию духа. И не случайно в Школе есть три этапа развития, определяемые как: сила — связь — гармония. Совершенствуя физические качества, занимающиеся учатся устанавливать связь с Природой и, изменяясь внутренне, стремятся к гармонии. Следует отметить, что это очень трудный и опасный путь. Идя по нему, можно придти к противоположному результату. Поэтому Учителя вводят много специальных тестов (физических, психических, этических и их сочетаний). Одним из тестов, на умение ученика устанавливать связь с Природой является метод, сходный с церемониальным ритуалом для вызывания духов воинов предков посредством особого "боевого танца", называемый "ката — фристайл". Вот, что рассказал об этом В.Смирнов:
"… В чем он состоит? Ученик должен под музыкальный аккомпанемент (часто совсем не ритмичный для европейского уха) продемонстрировать технические элементы поединка в паре с партнером. Причем "поединок-танец" должен длиться все время, пока звучит музыка. Конец музыки — конец танца. Но участники не знают продолжительности этого периода. Таким образом, каждое их движение должно быть последним движением в этом "бою". А их "противник-напарник" должен успеть выполнить контрдействие и провести свою атаку. Психика в это время работает на пределе. Уму доверять нельзя. Только ваше внутреннее доверие! Кому, чему и зачем — на эти вопросы вы должны ответить сами себе, иначе, из уст других, это все равно будет казаться неправдоподобным.
В первое время вы стараетесь связать между собой различные элементы техники. Но это только первый уровень самый простой — уметь сочетать различные технические действия между собой. Для практикующих стиль Мастера У Таунг Дина, это не составляет никакой трудности, поскольку в них заложена единая основа многих боевых систем. Многого они могут и не знать, но внутреннее чувствование указывает им всегда правильное решение этого совмещения.
В дальнейшем — совместить технику и, уловить ритм музыки — не так уж и сложно. Так в чем же тогда смысл этого упражнения?
При выполнении этого упражнения Учитель смотрит не на вашу технику (если вы допущены к этому экзамену, то ваше техническое мастерство не должно оставлять никаких сомнений), а на то, научились ли вы устанавливать Связь с реальностью.
Ваша задача — не только разучить технические приемы защиты и нападения, но и научиться устанавливать связь и научиться получать информацию для своего духовного роста от тех, кто уже прошел по этому Пути.
Боевое искусство — не мордобой, а совершенствование своего Духа!
"Ката-фристайл" — "боевой танец", в котором вы устанавливаете связь с "духами боя", а они подводят вас к дверям, за которыми скрыты Знания Воинов. Открыть эти двери можно, только, соблюдая определенную последовательность действий (по — европейски) и пройдя определенные ступени посвящения (по- восточному). Это ритуал — тот самый ключ, который откроет вам эту дверь, и вы будете иметь возможность войти в мир Воинов".
И в этом методе видны "три ступени":
сила — изучение и шлифовка различных технических действий;
связь — умение их сочетать и видеть их взаимосвязь;
гармония — наполнение действий внутренним смыслом (своеобразное одухотворение техники), слияние с Природой.
Учитывая, что изначально БИ развивались в странах Востока, то их философской основой служили религиозные культы этих народов. Но в ХХ веке произошел большой скачок в экспансии различных направлений БИ на Запад, а вместе с ними — философских систем и религиозных культов. Естественно, что человек Запада не мог принять восточную философию в полном объеме и, лишив БИ внутренней основы, выхолостил их внутреннюю суть, превратив многие системы в спорт или средства для зарабатывания денег. К сожалению, этот процесс происходит и в наше время. И, очевидно, чтобы сохранить традицию передачи Знаний, в школах БИ выполняется ритуал поклонов в начале и конце каждого занятия.
Для современных молодых людей, приходящих заниматься боевыми искусствами, необходимо приобщение не только к технике боя, но и к этике и к философии, так как без этого невозможно стать Мастером. Да, без этики и философии можно стать хорошим спортсменом, выиграть много боев на ринге, но настоящим Мастером боевых искусств не станешь. И первое, с чего начинается путь — это уважение к залу (додзе), Школе (знаниям Мастеров прошлого) Учителям (наставникам) настоящего.
В нашей Школе принято отдавать несколько поклонов. Каждый, входящий в зал для занятий обязан сделать поклон, приветствуя зал. После общего построения, по команде ведущего инструктора, производится несколько общих поклонов:
В.В.Смирновым этот ритуал несколько изменен. При проведении общих семинаров введен поклон основателю Школы в России — Г.В.Попову.
Перед тем как описывать каждый поклон в отдельности, я хочу сказать несколько слов о том общем, что их все объединяет. Поклон — как символ уважения и преклонения принят у многих народностей земли. Поклон — как символ доверия и благодарности ученика к наставнику, позволяет проходить ступени обучения и совершенствовать свой дух, а отсутствие полного доверия рано или поздно приводит ученика в тупик, делая невозможным его дальнейший рост. В боевых искусствах большое значение имеет положение глаз при поклоне: так опускание глаз означает полное доверие, а взгляд в глаза — вызов или готовность к поединку. Поэтому, кланяясь нужно понимать, как это делать, и какие могут быть последствия от ваших действий.
Теперь рассмотрим более подробно каждый из приведенных выше поклонов.
Поклон залу есть олицетворение уважения не только к месту проведения занятий, но и к "месту Пути". Очень правильно об этом сказано в книге "Айкидо и гармония в природе": "… когда вы входите в дозе, вы входите в другой мир, мир воина. Он может быть местом, где царит паранойя и недоверие. На мате айкидо атакуют нас, и атакуем мы, повышая свою способность реагировать инстинктивно. Именно скрытый этикет и общественные нравы позволяют нам соблюдать при этом безопасность и дисциплину, пренаправлять свой агрессивные реакции и развивать сострадание и уважение". Естественно додзе должно внушать уважение всем входящим, соответствовать своему названию, а фотографии Мастеров создавать атмосферу наполненности духом боевого искусства. И поэтому ученики, склоняясь в искреннем поклоне, начинают чувствовать уважение, и постепенно (от занятия к занятию) создают связь с духом БИ и тем самым готовят свое сознание к традиции получения и передачи Знаний.
Поклон Школе отдается с чувством признательности ко всем Мастерам прошлого и настоящего, умевших сохранять и передавать Знания от поколения к поколению. Это уважение к нелегкому труду тех людей, которые создавали, совершенствовали и бережно хранили искусство, называемое "Шанги". Уважение к Знаниям Школы и Мастеров символизирует готовность пришедших приобщиться именно к этим знаниям и почувствовать на себе, как из года в год меняется психология и ощущение окружающего мира и себя в этом мире, делая существование человека более наполненным и гармоничным.
Следующие три поклона предназначены У Таунг Дину, его Учителям и тому, кого вы считаете своим Учителем. При поклоне У Таунг Дину, следует помнить, что это Мастер с "большой буквы", проделавший колоссальную работу, изучая индийские, китайские, японские и традиционные бирманские системы борьбы; находил общие принципы во всех этих, кажущихся разными, системах. Дополняя древние знания Школы современными, он дал возможность и нам увидеть то общее, что объединяет многие боевые искусства, почувствовать на себе их общие корни и взаимосвязь, и, соответственно, найти свое выражение в этом мире. Своим трудом он указал путь многим поколениям своих последователей, и наши современники, занимающиеся этим видом БИ, сознают ответственность за Знания, которые им даются.
Поклон учителям У Таунг Дина с благодарностью и уважением, без них не состоялось бы современное искусство "Шанги", а преемственность и связующая нить поколений не должна прерываться, иначе остановится эволюция. И в этом виден могучий закон развития природы и человека и дается возможность каждому из объекта эволюции стать ее субъектом, т.е. своей жизнью влиять на процессы, происходящие на Земле. Не об этом ли говорит текст медитации У Таунг Дина, помещенный на одной из страниц нашего сайта (см. раздел "Публикации, наша пресса: "Meditation of power").
Третий поклон вашему Учителю. Вы вольны сами решить, кто для вас является Учителем, кому вы верите. И это не обязательно должен быть наставник в боевом искусстве. Им может быть человек, не имеющий отношение к БИ, так как жизнь многообразна в своих проявлениях и свобода воли в выборе является одним из основополагающих законов природы. И это подтверждает то, что Школа не секта с застывшими и неизменными ритуалами, а система знаний, позволяющая каждому найти именно свой Путь в жизни. Знания Школы и сейчас совершенствуются, и пока этот процесс происходит, она жива и развивается, а вместе с ней развиваемся и мы с вами, и со временем можем внести что-то свое в бесконечный поток эволюции.
И, наконец, последний поклон ведущему инструктору как доверие именно этому человеку помочь вам встать на Путь познания себя и окружающей Вселенной.
Порядок ритуала в начале и конце занятий одинаков, различается лишь положением тела при его проведении. Так он может проводиться стоя, или "сидя на коленях". Почему это так? Ответ на этот вопрос я адресую Вам, читающим эту статью, и буду признателен, за ваши ответы.
И в заключении я хочу сказать о ключевой роли дыхания в достижении третьей ступени, называемой гармония. Дух, душа, ки, прана, энергия… — это то, что, одухотворяя материю, делает ее живой. Правильное сочетание движения и дыхания рождает гармоничный ритм или пульс жизни. В "ката — фристайл" почувствовать этот ритм помогает "сосредоточенная расслабленность". Соблюдая правильный ритм дыхания и, сочетая его с движением, можно почувствовать слияние с энергией Вселенной.
Ритуал поклонов в начале и конце занятий — это неотъемлемая часть тренинга в Школе. И связывая дыхание и поклон (т.е. концентрируя энергию мысли вдохом и усиливая ее выдохом), мы способствуем созданию лучшей связи с энергетикой Школы, и включаемся в ее поток.
Подводя итог, я хочу сказать, что существуют два аспекта БИ: прикладной (технический) и философский (этический). Их гармоничное сочетание дает "момент истины" или момент прозрения ("просветления"). Выделяя только одну часть невозможно как понимание целостной картины мироздания, так и эволюционное развитие человека. На мой взгляд, занятия в Школе дают возможность постичь единство Природы и Человека, понять гармонию окружающего мира и сознательно участвовать в процессе собственного совершенствования.
Сергей Малинкин
P.S. Автор выражает глубокую признательность В.Смирнову за помощь в редактировании данной статьи и подборе материала для ее написания.
Комментарий к статье
22.05.2003
Виктор Смирнов
Для более точного понимания ритуальных поклонов разделим их условно на бытовые и специальные.
Бытовые поклоны — это те действия, которые мы выполняем, выражая своё отношение к объекту или субъекту на подсознательном уровне, следуя нашей жизненной позиции. Например, это поклон при входе в зал. Каждый занимающийся боевыми искусствами при входе и при выходе из зала делает поклон. Это естественное движение, норма поведения, по другому просто не может быть. Также примером является поклон инструктору, если он в этот момент находится в зале или входит в зал. Поклон при обращении к старшему. Поклон своему напарнику за партнёрство и взаимопомощь на тренировке. Все эти примеры — естественные ритуальные действия, осознанные один раз и перешедшие на уровень подсознания.
Специальные поклоны — это те действия, которые выполняются (в одиночку, или группой) осознанно и сконцентрировано, с целью установления взаимного контакта. Примером этого и являются ритуальные поклоны в начале занятий и в их конце.
Совместным примером этих ритуальных действий может послужить описание этого процесса в центральном зале, в Мьянме.
Дом Мастера огорожен забором. При входе в ворота каждый входящий кланяется этому месту. Проходя мимо центрального крыльца дома — тоже поклон дому мастера. При входе в зал — поклон залу, далее, поклон алтарю Школы. Всё это естественные, бытовые поклоны. Любой, живущий в мире боевых искусств, поступит точно также, даже, если он придёт из другой Школы. Что, кстати, не раз нам приходилось наблюдать, когда приходили другие Мастера. А вот перед началом занятий выполнялся осознанный ритуал. Вся группа делала поклон залу, Школе, трижды Учителям, и мастеру, ведущему занятия.
Хочу отметить следующий момент, который, несомненно, важен, но к нему следует отнестись весьма осторожно. С течением времени этот ритуал несколько изменялся — я заметил, что это зависело от состава группы. Изменения в сторону уменьшения ритуальных поклонов — если приезжали те, кто уже был в Мьянме не один раз, или новички не составляли большинства группы. Объяснить это я могу только одним — для многих часть этого ритуала стала подсознательной. Это уже их жизнь, и , как бы она не сложилась в дальнейшем, их будут либо активно поддерживать, либо активно препятствовать их деятельности. Но в чём опасность? В том, что данный ритуал проводит ваш Учитель, и только он вправе брать на себя эту ответственность. Самостоятельно здесь действовать недозволительно — оценка вас и вашей степени подготовленности (во всех смыслах) происходит со стороны ведущих вас Учителей, а не по вашему желанию и пониманию места своей персоны. Это совсем не означает, что, если вас заставляют делать больше поклонов, то вы хуже других. Обратите внимание на то, что ритуал вся группа выполняет одинаково! Здесь нет лучших и худших, здесь собрались те, кто способен совершенствоваться сам и помогать в этом своим товарищам. Вот ритуальные поклоны и создают в группах атмосферу добра и взаимной поддержки.
И не стоит говорить, что это подражание и копирование восточных традиций. Поклоны есть у всех народов мира. Следует отнестись к этому, как к отработанной веками методики создания контакта.
Далее коротко обращу ваше внимание на следующие моменты:
Спину следует держать прямой, чтобы энергия попадала в наше тело как сверху, так и снизу. Один вход — макушка, второй — промежность.
Ритуал — это многоуровневое действие, в котором роль дыхания очень важна. Как правило, в ритуальных действиях применяются целые дыхательные комплексы, состоящие из определённых целенаправленных упражнений.
Первый комплекс дыхания (состоящий из шести движений) служит для балансировки полярностей в чакрах ( и для очистки электрических цепей). Теперь вам должно быть понятно, почему именно первые шесть поклонов должны быть ориентированы (обозначены) персонально.
Медитативный текст Мастера У Таунг Дина — при выполнении с дыханием — предназначен для гармоничного объединения тела, дыхания и сердца. Получая информацию о боевых искусствах, следует отдавать себе отчёт в том, в каких целях могут использоваться эти Знания. Человек, способный добиться объединения этих трёх составляющих, получит необходимую информацию. Человек корыстный, с негативными мыслями, доступ к этой информации не имеет. Хотя при этом они могут находиться в одно и то же время в одном месте (например, на тренировке).
Комплекс ритуальных поклонов — это и очищение от негативной энергии. Поэтому данный ритуал выполняется как перед занятиями, так и в конце их. Всё негативное должно остаться вне этого пространства, где происходит процесс обучения и передачи Знаний.
Привлечение Луча Знаний. Умение сочетать позицию, дыхание, концентрацию и взгляд (направление) — позволяет получать информацию из нужного вам источника. Но принцип установления связи с Лучом Знаний одинаков практически во всех системах — скосить глаза, направив зрачки друг к другу (руки при этом могут быть сложены перед грудью, либо лежать на коленях направленными пальцами друг к другу, образуя систему круга); это момент концентрации. Далее, направить взгляд вверх (обращение к источнику Знаний) и перевод взгляда на землю (с поклоном), руки при этом складываются особым способом (образуя специальную мудру). В боевых искусствах, например, принято образовывать большими и указательными пальцами треугольник, а затем, делая поклон, следует вывести голову на одну вертикаль с треугольником (спина параллельна земле). Также иногда касаются лбом земли в площади этого треугольника. Это особенности отдельных направлений, но принцип остаётся единым.
Основные ритуалы в период нашего существования. Имеются две очень важных точки — это вступление в жизнь и уход из жизни. Оба эти момента всегда сопровождаются ритуалами (практически у всех народов, живущих на земле). При этом обратите внимание на то, что перед входом в жизнь мы имеем положение поклона, а при уходе из жизни — мы выпрямлены. И в обоих положениях руки сложены перед грудью.
Каждый из этих пунктов требует очень широкого и глубокого раскрытия. В данном случае я хотел только обратить Ваше внимание на некоторые аспекты при выполнении ритуала на занятиях. Хотелось бы, чтобы это не было для Вас формальными наклонами и битьём головой об пол. Пусть эти простые движения будут наполнены смыслом, просьбой и желанием войти в дверь, за которой хранятся Знания. Каждый из нас имеет такую возможность.
Если ты захочешь, мир может стать огромным — только с таким намерением можно следовать за мной и пройти вместе по Пути Мастера У Таунг Дина.
С уважением ко всем, уделившим внимание данному материалу
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.