Те, кто серьёзно интересуется боевыми единоборствами и знакомится со Школой "Чой-Шанги", подчас недоумевают, что это за Школа: каратэ, ушу, айкидо?
Название российской школы боевых искусств "Чой" было принесено основателем Школы Германом Васильевичем Поповым , на рубеже 70-х годов учившегося у Патриарха Школы Мастера У Таунг Дина в период длительной командировки в Бирме (Мьянма).
"Чой" — это вариация транскрипции на русский язык традиционного для Бирмы вида боевых единоборств — тайинга.
Школа Мастера У Таунг Дина базируется на семейной традиции бирманских самураев (извините за использование чисто японского термина, но он отражает суть дела).
Истоки семейной традиции восходят к Школе "Шанги" по названию провинции Шан, где когда-то проживала семья.
Мастер У Таунг Дин обогатил семейную технику знаниями некоторых других боевых искусств: бокс, дзюдо, джиу-ждитсу, айкидо, каратэ, айки-дзютсу, айки-кендо, китайские и индийские техники.
Постараюсь вкратце охарактеризовать суть техники Школы "Чой-Шанги". Школа имеет три уровня квалификации: Тигр, Дракон и Змея.
Тигр характеризуется жёсткой, силовой работой, близкой к каратэ.
Дракон обеспечивает освоение всего пространства вокруг противника.
Змея действует в близком контакте с противником.
Как и во многих традиционных школах боевых искусств, в "Чой-Шанги" присутствуют движения некоторых животных. В доме Мастера висит картина с изображениями тех животных, которым отдаётся предпочтение при изучении техники.
Большой упор при изучении боевой техники "Чой-Шанги" делается на культуру базовых движений корпуса, рук и ног. Движения органически взаимосвязаны и переходят одно в другое соответственно ситуации, составляя индивидуальный рисунок поединка. При этом движения содержат в себе одновременно возможности как защиты, так и атаки. Поэтому техника Школы, обладая большой универсальностью и вариативностью, позволяет использовать технику в рукопашной схватке при защите от различных видов оружия (при этом используются одни и те же базовые движения или их комбинации).
Мастерство определяется культурой исполнения базовых движений и умением их комбинировать.
Когда, после долгого перерыва в 25 лет, мы увидели Патриарха У Таунг Дина, нас удивило то, что в арсенале техники Школы практикуются ката каратэ. Мастер пояснил, что ката необходимы для контроля качества движений: точной формы, полноты, координации, чередования концентрации и релаксации. Это, как и "школа" в фигурном катании, где проверяется чистота выполнения фигуристом контрольных (обязательных) элементов.
Также на основе этих же базовых движений строится и прикладная техника: короткая и длинная палки, меч, тонфа, саи, бирманские мечи, защита от ножа и пистолета, использование всевозможных бытовых предметов (например, ботинки, ремень, пиджак, стул и т.д.).
Указывая на похожесть элементов техники Школы с другими системами боевых единоборств, Мастер У Таунг Дин подчёркивал, что "Чой-Шанги" — это не каратэ, не айкидо, не ушу, а самостоятельная система боевого искусства.
САГОЯН О.А., 5 дан селфдефенс, Президент Ассоциации боевых единоборств "Чой"
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.