2005 год. Этот год стал очень знаменательным в истории боевых искусств Мьянмы. В марте этого года состоялся Первый чемпионат Мьянмы по традиционным боевым искусствам.
Народы, населяющие эту страну, всегда славились своей воинственностью и уважительным отношением к изучению и практике боевых искусств. Но лишь сейчас случилось событие, когда практически все Мастера Мьянмы по таингу собрались вместе. При этом они выставили не только свои молодёжные команды, но и демонстрировали технику сами. Согласитесь, что увидеть всех Мастеров страны в одном зале, собрать их всех в одно время, в одном месте — это событие из ряда вон выходящее! Будет ли ещё такое? Хотелось бы надеяться.
О чём говорит данное мероприятие? Во-первых, о том, что традиционные виды все эти годы сохранялись и развивались. Во-вторых, что молодёжь очень интересуется ими и практикует. Далее, это очень зрелищные виды — и шоу-программа, и спортивные поединки. Молодые спортсмены по таингу несомненно выигрывают перед другими известными видами единоборств как в соблюдении традиций таинга, так и в зрелищности демонстрируемой техники, а также в строгости поведения на спортивной площадке и уважения к своему сопернику.
Сейчас вспомнились высказывания У Мя Тейна, вице-президента федерации таинга: "Мы проводим соревнования для воспитания духа!" и У Таунг Дина, Главы родовой школы: "Соревноваться — не хорошо, но если вынужден соревноваться, то побеждай". На первый взгляд эти высказывания двух Мастеров звучат по-разному, но смысл, заключённый в этих словах один — да, соревноваться и побеждать надо, только побеждать необходимо, прежде всего, самого себя.
Впервые попав в эту страну в 1997 году, я часто слышал мнения о том, что традиционные боевые искусства не пользуются популярностью среди молодёжи, что мастера не хотят передавать свои знания подрастающему поколению, что современная молодёжь предпочитает изучать каратэ, айкидо, таеквондо и ушу.
Частично это оказалось правдой. Но только частично! Да, мне пришлось видеть молодых людей практикующих карате в Мьянме. Супер точность и отточенность движений! Мне кажется, что даже сами японцы не смогут столь точно и внутренне эмоционально исполнить техники ката. Что даёт карате мьянмарцам, чем этот вид столь притягателен для них? По-моему мнению, это прежде всего, дисциплина, строжайшая дисциплина. Далее, системность подхода к методике тренинга. Ну а также, и приобщение к познанию чего-то нового. Одним словом, чёткая дисциплинарная система, соблюдающая иерархическое продвижение по ступеням.
Система айкидо притягательна не только изучением работы с оружием, но и своим философским подходом к единоборствам, пропагандой любви к своему партнёру и окружающему миру.
Другие виды единоборств (таеквондо и ушу) притягательны в первую очередь тем, что они являются бесплатными. А поскольку, в общей массе мьянмарцы являются не очень богатыми людьми, но при этом генетически увлечёнными боевыми искусствами, то многие с удовольствием практикуют эти виды.
Также в Мьянме очень серьёзно относятся к системе тайчи, пропагандируемой федерацией ушу. Ответ на вопрос "почему?" предельно прост — забота о своём здоровье. Нет средств на дорогие лекарства, кроме того, тайчи — естественный, проверенный веками метод в этом направлении! А также отличный способ для контакта и общения между людьми — каждое утро в парке, недалеко от нашей гостиницы, собирается человек 200 и сообща практикуют различные комплексы тайчи. Можно встать рядом и практиковаться абсолютно бесплатно. Все будут только рады!
А вот то, что традиционные боевые искусства далеко не так распространены, как в былые времена, оказалось не правдой. Молодые спорсмены доказали это как в поединках, так и в показательных выступлениях. Как светились лица Мастеров, наблюдающих за действием, происходящим на спортивной площадке.
Демонстрация техники самих Мастеров включала очень много техник с оружием. Перечислять все я даже затрудняюсь. Но вот наиболее практикуемые — палка (различной длины), пика, шест, нож, меч, цепь. Существует мнение, что учеников сейчас начинают готовить с техники без оружия, то есть технике рукопашного боя. Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Насколько это верно, не могу сказать, у каждого Мастера свой подход. Но на выступлениях я видел молодых учеников, прекрасно владеющих несколькими видами оружия. Да, я естественно, делаю скидку на то, что это показательные выступления, а не реальный поединок. Но, согласитесь, для того, чтобы красиво и эффектно выступать, необходимо понимать то, что ты делаешь. Только такой подход даёт эффектность и реальность происходящего на площадке.
Далее, ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя мечами одновременно).
Помню, как в доме Мастера У Таунг Дина с особой гордостью его сын демонстрировал нам оружие, называемое "рога газели". Точно также, в этот раз нам демонстрировался особый вид нунчаку, совмещённый с хлыстом. "Это чисто традиционное оружие, — говорил нам Мастер, — и нигде вы не сможете увидеть его, тем более увидеть работу с этим оружием". Даже глядя на картинку, можно представить его эффективность!
Итак, пока нет ничего противоречащего между традиционным таингом и стилем Мастера. В обоих направлениях используются практически одни и те же виды оружия. И в каждом направлении, есть свой особый, экзотический вид оружия. ( Экзотичность вида не является его привилегированностью в технике, просто эта техника сохраняется для последующих поколений — это, по-моему, самый разумный подход).
Далее, что касается формальных комплексов. С одной стороны, сказать, что применяется чисто техника таинга, нельзя. Почему? Таинг — это собирательное, обобщающее понятие всех боевых искусств, практикуемых населяющими эту страну народами. Вспомним историю о названии Школы — произношение слова "тхаинг" стало основой для слова "чой". Об этом я уже писал раньше, выдвигая и другие версии. Однако, сейчас, побывав на этом чемпионате и пообщавшись с Мастерами, прихожу к выводу, что имеено эта версия является наиболее правдоподобной.
И в традиционном таинге и в Школе У Таунг Дина применяются формальные комплексы против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения во всех формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием. Кроме того, Мастер У Кхин Хлайнг обратил наше внимание на технику комбинированных комплексов (combine-kata — объединяющий метод), присущий стилю У Таунг Дина. Прогрессивность данного метода в том, что Мастер использовал другие техники (японские, китайские и индийские) выбрав, на свой взгляд, наиболее эффективные из них и вписывающиеся (сочетающиеся) с системой мьянмарского таинга. Не стоит забывать, что сам — то У Таунг Дин воспитывался именно на традиционной системе. Кроме этого, в Школе У Таунг Дина эти комбинированные комплексы выполняются синхронно в паре. Очень наглядно У Кхин Хлайнг продемонстрировал это на комплексе combine №3, известный под названием "ката Мастера".
Но подобная методика была известна ещё и в Китае. Да, вполне возможно, что именно шанские племена и привнесли в китайские боевые искусства эту методику во время своей миграции. Очень может быть. Но что в данный момент более важно? Вот цитата: " В парные тао-лу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести соединений раскрывания рук,……". Обращу ваше внимание на число "6". Именно эта форма практиковалась в старые времена в Китае.
Далее, нам известно, что в таинге существует форма "9".
В Школе У Таунг Дина родовая таблица в форме "12"!
Прогресс развития техники очевиден. Но об этом мы поговорим несколько позже.
Перед тем, как начать изучать технику SHAN GYI, с нами занимался Мастер У Чоу Вин различными дыхательными и медитативными комплексами. Мне казалось, что эта тема преждевременна, особенно медитативная. Но, признаюсь, что я ошибался, и мой взгляд на медитационные техники изменился. Скажу больше, что ещё во второй мой приезд в Мьянму У Нюнт Дин много и подробно рассказывал нам о методике медитаций Мастера и рекомендовал практиковаться в этом.
Теперь, уже спустя несколько лет, я понимаю, что освоить технику SHAN GYI без техники дыхания практически невозможно — повторение технических действий без правильного ритма и акцента дыхания невозможно! Это своеобразный танец-медитация. Кстати, многие комплексы так и называются "SHAN GYI — DANCE — ATTACK).
Особенность этих техник заключается в движении по определённым траекториям (по кругу, квадрату и треугольникам, и различным их сочетаниям). Во время практики форм особенно обращается внимание на непрерывность и плавность перемещений в сочетании с движением по кругу. Или, более точно, сводящим все схемы к круговым.
Ката карате большей частью выполняются по прямым линиям, шанские формы — по круговым. Но при этом везде существует одно правило — возвращение в исходную точку. В этом году Мастер У Кхин Хлайнг особенно требовал выполнения этого правила.
Вот к примеру следующая цитата: "Для тао всех школ характерны чередование мягкости и жесткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии. Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики — основатели школ или прославленные мастера — являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао — средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии".
Вот тут появляются некоторые различия — комплексы в традиционном таинге являются одинаковыми, как и в карате. А в стиле У Таунг Дина — предпочитается фристайл. Хотя на чемпионате мастера тоже выполняли фристайл! Да по-другому и быть не могло, они же каждый представляли свой стиль, свою школу.
Для того, чтобы не мучиться догадками и не строить различные версии, я сразу же обратился к вице-президенту федерации таинга У Мя Тейну, сидящему рядом. " Всё дело в том, что в таинге очень много различных техник, и все они не систематизированы. Ещё работая в университете, я начал систематизацию техник, — сказал У Мя Тейн — результат вы сейчас видите!" Итак, благодаря группе энтузиастов часть техник была систематизирована. Были определены основные стили и направления. Вот в этих стилях и вырабатывались общие ката, для тренировки молодёжи и для базового изучения техники, а также для сохранения и передачи традиций. То есть, эти люди не свели всё к одному закону, одному требованию, а дали возможность мастерам объединиться и при этом каждому проявить себя максимально.
Вот в этом вопросе чётко видна разница между традиционным таингом и стилем У Таунг Дина. С одной стороны, много несистематизированной техники и стремление к её систематизации. С другой стороны, уже полная систематизация родового стиля, поскольку нам известно, что система — таблица была вытатуирована на теле Мастера. Эту таблицу, только уже в современном виде, со слов Г. В. Попова, Мастер ему перед отъездом показывал и рассказывал принципы её построения.
Теперь ещё более понятным становится увлечение У Таунг Дина карате и айкидо, где уже существовали чёткие системы, поскольку это были только зарождающиеся виды и они, согласно требованиям выживания, уже развивались по определённым законам, то есть системно.
Изучение каратэ и айкидо не является никаким противоречием, поскольку это части одной системы — системы выживания. Не стоит ориентироваться только на внешние стороны. Все части боевых искусств должны быть соединены как внутри, так и внешне. Метод У Таунг Дина — через изучение различных БИ постичь единство и прийти к гармонии.
"Нет единства — нет гармонии!"
Изучение и практика этих видов позволяла У Таунг Дину ещё больше развить свою родовую Школу. Это только лишний раз подчёркивает, что Мастер У Таунг Дин был неординарным человеком, который был верен традициям и для их развития всё время стремился вперёд, изучая всё новое и приспосабливая эти знания для развития своей Школы.
Таким образом, с одной стороны — стремление объединить Мастеров Мьянмы (федерация таинга), с другой стороны — объединение Мастеров разных стран (У Таунг Дин стайл). Несомненно, эти стремления были очень прогрессивными и дали свой результат как в сохранении традиционных боевых искусств, так и дальнейшем развитии различных школ и стилей, созданными уже современными мастерами.
Существует мнение, что "В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, "перед тем как исчезнуть", передала их людям как путь физического и духовного совершенствования".
Какая может быть речь о сочетании техники и духовных принципов? Такой вопрос может задавать только тот, кто никогда не дрался по-настоящему и даже не участвовал в более-менее контактных соревнованиях.
В бою следует прежде всего выжить. Научившись выживанию в реальных боях, и осознав принципы этого выживания, только после этого человек имеет право говорить о чём-то духовном.
Опыт выживания даётся через преодоление страха, агрессии, неизвестности. Только победивший (или подчинивший себе) в себе эти качества, может понять и почувствовать противника, стоящего перед ним в данный момент. И, если он понял, что его противник слаб, молод или ещё неразумен, и ещё не успел принести в этот мир зло, то может быть, он проявит к нему духовность и сохранит ему жизнь.
У Таунг Дин очень грамотно и методично переложил все традиционные виды с оружием на бой без оружия. Тем самым, значительно расширив арсенал рукопашной схватки. Подобный подход позволял начинать обучение детей с самого раннего возраста, не опасаясь за их безопасность. Этот путь давал возможность привлечения молодёжи к миру боевых искусств. Рано или поздно, но многие из них всё равно стали бы изучать и пропагандировать своё традиционное боевое искусство.
В данный момент уже точно ясно, что Путь развития традиционного таинга и Путь Мастера У Таунг Дина дали свои плоды — молодёжь Мьянмы верна традициям и открыта для внешнего контакта, боевые искусства Мьянмы известны, популярны и развиваются благодаря истинным Мастерам этой страны и в других странах мира.
Заканчиваю цитатой из моего блокнота:
"Мудрость никогда не бывает заимствованной, а заимствованное никогда не бывает мудростью. И пока у тебя нет собственной мудрости, собственной ясности, ты не сможешь понять тайну существования" .
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.
После чтения представленной работы у меня сразу возникли два вопроса:
1. Если необходимо представить школу Shangyi на показательных выступлениях высокого уровня (например, на "Первый чемпионат Мьянмы по традиционным боевым искусствам"), то какую технику необходимо демонстрировать? В другой формулировке: какая техника с оружием или без является "визитной" карточкой Школы?
2. "... ВСЕ движения во ВСЕХ формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием"... (в авторском варианте выделения нет). Доказывать мне это не нужно — доводилось видеть на семинарах В.В. Смирнова. Нужно ли использовать вариант с оружием как тест на правильность исполнения комплекса или же наоборот, исходить из него как из основного? Спасибо.
Из того, что мне довелось увидеть, могу сказать, что визитной карточкой всех БИ Мьяны (таинг), является работа с мечами и пикой. Экзотические виды оружия — это уже специфика каждого отдельного направления.
Что касается визитной карточки Шанги, стиль мастера У Таунг Дина, то это также техника с мечами, и кроме того — техника освобождений от захватов ( в виде "хандтехник" и в виде "айкидо", только с очень жёстким, концентрированным дыханием). Как оказалось, в Мьянме очень признают боевые дыхательные комплексы и демонстрируют их с оружием.
И самое интересное — это комбинаторный метод Мастера, показывающий единство боевых техник. Просто, данный метод позволяет бойцу действовать на различных дистанциях более эффективно.
2 — отвечу следующим образом: в рукопашной схватке вы можете позволить себе больше "вольностей" в технике, чем в бое с оружием.
Не каждый удар в РБ является смертельным. Но каждое движение меча — .... Сами понимаете, видели на семинаре.