Диалоги с бывшим инструктором боевых искусств о технике меча отрывки из неопубликованных художественных произведений
Автор: СЦ "Шанги"
Дата: 2003.12.22
Сегодняшний вечер он проводил один. Все те, кого он ждал, занимались своими делами и по объективным причинам не смогли сюда заглянуть. Другие, хорошо знакомые ему, тоже активно занимались решением своих проблем даже тут, после основной работы. Остальные посетители были ему просто не знакомы.
"Итак, вечер одиночества", — сформулировал он сам для себя. Но он не привык тратить время просто так. Он сконцентрировался и попытался понять, для решения какого вопроса у него появилось это время.
Мысленные картинки побежали перед ним. Он их не держал. Ждал, когда одна единственная проявит себя. Его рассредоточенный взгляд остановился на вспыхнувшем красном пятне. "Меч", — мелькнуло в памяти, — " Ерунда какая-то, кому он сейчас нужен. Это всего лишь отголоски давно прошедших времён, да новомодные фильмы о бессмертных". А память уже раскручивала его первое знакомство с техникой меча.
Как всё казалось просто, когда впервые он взял деревянный макет меча в руки. И, как оказалось, непросто затем соединить шаги с ударами мечом и дыханием. Каждое движение само по себе простое, но вместе, ну ни как не получается. "Нет, этого не может быть! Это же так просто. Я должен выполнить движение правильно", — думал он, шагая уже стёртыми в кровь ногами и ещё крепче сжимая меч руками, чтобы не болели, лопнувшие на них волдыри. Ему казалось, что этой первой тренировке с мечом не будет конца. Время просто остановилось и насмехалось над ним — ну что, мастер боевых искусств, давай ещё пройдём дорожку туда и обратно!
Он уже просто махал мечом, практически ничего не соображая, и ждал только сигнала окончания этой тренировки. Но следующие тренировки оказались ещё сложнее не только по технике, но и из-за того, что подошвы и ладони были стёрты до крови — ни ходить, ни держать меч было не возможно. Но и отказаться от тренировок было нельзя.
Естественно, что после всего этого "кошмара" он смотрел на молодёжь, не умеющую держать меч, с ухмылкой, и даже жалел их, понимая, что, не пройдя через такие же мучения, они не скоро освоят технику меча и многого, увы, не поймут. Как всё это было давно! А руки помнят тяжесть того первого меча.
Стремясь к богатству, к совершенству,
Став знаменитым,
Не забудь — по истинному Пути
Придётся одному идти.
Можно долго и умно рассказывать новичкам о поединках на мечах, демонстрируя при этом свои фотографии, сделанные в экзотических местах, с Мастерами, с настоящим оружием…. Можно легко стать кумиром в глазах молодых людей…. Можно стать мастером в глазах своих учеников…. Всё это, конечно, можно. Но, зачем? И зачем мы вообще изучаем технику меча, ведь это оружие неестественно для нашего времени, с ним ходят только в кинофильмах. Нужна ли эта техника в современном мире? И почему многие "признанные мастера меча" и их ученики так много и так охотно говорят о бое на мечах? Может быть, именно потому, что никто не может проверить их мастерство в настоящем бою?
Искусство техники меча с макетом (бокеном) — это красиво, эффектно, но безопасно. Все понимают, что в любом случае они останутся живы. С настоящим мечом всё не так. Когда берёшь в руки настоящий меч, бывший в боях и "пивший" кровь, начинаешь понимать, что все упражнения с мечом в зале предназначены именно только для зальных занятий с деревянным мечом. Сжимая же рукоять настоящего меча, ты каким-то неведомым образом соединяешься со всеми его прежними владельцами, ощущаешь их силу и мастерство. И сам становишься другим — изменяются не только твои движения, но и твоё мышление.
А после этого насколько оказываются смешными демонстрации "учителей на мечах" в наших специализированных залах. А уж как нелепо и глупо выглядят их фантазии в различных переплетениях ног и рук, которые красиво смотрятся в зале, а в реальном поединке могут только ускорить конец их практикующему.
Его волновал вопрос о том, поскольку никто из инструкторов не участвовал в своей жизни в боях с настоящим мечом, имеют ли они право обучать других этой дисциплине. Он понимал, что это очень сложный вопрос, и задавал его сегодня именно себе, а не другим.
И вообще, возможно ли проверить мастера меча в современных условиях?
Поставив перед собой такие вопросы, он уже понимал, что должен получить ответы на них в настоящее время, в этом самом месте, в этой самой обстановке.
Всё это казалось нереальным, но он, попивая своё пиво, ждал ответа. Он, к своему сожалению, знал, что это будет очень жёсткий пример, даже грубый. Но, вопрос был задан. Оставалось только ждать и принять происходящее за реальность.
Он представил себя окружённым противниками. Он не стал ждать атаки с их стороны — предугадать её было практически невозможным, поэтому он использовал те правила, которым его обучали. Три правила он объединил в одно — " спровоцировать противника на активные действия, не дожидаться его и победить, вынудив нанести удар первым".
Для провокации достаточно было занять свободную позу и, откинувшись на спинку стула, уставиться на спутницу соседа. Ждать долго не пришлось, поскольку затуманенные пивом и спиртным мозги за соседним столиком уже не совсем чётко работали, и подсознание взяло доминирующую роль на себя. Естественно, что сосед, подсознательно почуяв соперника и его намерения, двинулся в его сторону, замахнувшись бутылкой. Не знакомый с техникой меча уже лежал бы без сознания с пробитой головой. Но он заранее знал реакцию противника и его действия, поэтому, не дожидаясь и не торопясь, чуть сместился, пропустив бутылку мимо себя. Дальше действовала охрана заведения, и буян был нейтрализован.
Он помнил, что только глаза, по своей скорости движения, могут соперничать со скоростью меча, и поэтому использовал техники взгляда, например, не фиксируя взгляд на одной точке, следил за глазами того, кого провоцировал, помня, что " если вы не способны следить за движением глаз противника с полным спокойствием, всё, чему вы научились в обращении с мечом, окажется бесполезным".
Воин всегда должен помнить, что он воин.
Картинка стала расплываться, взгляд зафиксировал знакомую обстановку, рука почувствовала холод бокала, только в ушах ещё продолжал звучать голос мастера меча: "Тот, кто называет себя самураем, должен продумывать всё до конца, говорить и действовать чётко, с тем чтобы умы людей низших сословий прояснились". И он постепенно возвращался в реальность.
Если бы подобная история произошла много раньше, то она могла бы стать легендой, поскольку люди из-за своей мелочности в этой жизни часто превращают человека в легенду. И делают это они не из-за того, что это действительно великий человек и заслуживает быть увековеченным в истории, а только для того, чтобы показать себя причастным к его деяниям. Таким образом, амбициозность одних делает легенды для других. И самое страшное в том, что люди верят в это. "Те же самураи, которые возносят их до небес и полагают, что они совершили что-то выдающееся, поступают так потому, что напрочь лишены воинского духа" — старый самурай никак не хотел возвращаться, всё поучал и поучал. Точно таким же образом было "создано" множество "знаменитых фехтовальщиков", которые за всю свою жизнь не убили ни одного человека. Чтобы убедиться в этом, необходимо некоторое время посидеть в библиотеке. И, в наше время, кругом одни чемпионы и мастера всевозможнейших рангов, которые ни разу не участвовали ни в одном спарринге, даже спортивном. Всё это только лишний раз подтверждает мысль о том, что современные искусства единоборств — это путь, ведущий к вымиранию истинных боевых искусств.
Особенно его печалило то, что старые, семейные техники выдавались за новейшие системы, подстраиваясь под модные направления. Прогресс? К великому сожалению, нет! Старые техники были проверены не одной жизнью, а новые предназначены не для выживания, а для того, чтобы заработать побольше денег. И людей, выдающих нам эти "новые" системы под другими названиями, мы называем мастерами!
"Всю жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет предела" — старый самурай уже перешёл все границы дозволенного и разумного. Резкое движение рукой, имитирующее убирание меча в ножны, прервало словесные поучения старого самурая. Теперь он остался один.
Эх, старый самурай, теперь мы по разные стороны реальности. Горький осадок только подтверждал, что он этот вопрос до конца так и не решил. И, как ему казалось, решить его он уже не сможет. Слишком много времени прошло, слишком много людей прошли через него, слишком много тех, на кого он возлагал надежды на будущее, покинули его. Единственное, что ему стало понятно, это то, что в нём видели только образец технического исполнения и умения эту технику донести и вложить в сознание. Его же личность, он сам, как человек, не интересовал практически никого. Это была не обида, а досада на самого себя. Он всегда думал, прежде всего, о других, а только затем, уже о себе. У него всегда было обострено чувство личной ответственности.
"Может быть, именно кендо и помогало мне выживать все эти годы?" — думал он. — "Может, именно через боевые искусства, я смог хоть немного выразить свою любовь к людям? Но полностью я не реализовался, и вот поэтому мне грустно?"
"Так можно совсем загрустить", — подумал он и, вспомнив звук бамбукового меча, которым он когда-то "окрещивал" некую знаменитость, он с мыслью о том, что мастерство всё равно, даже, если мы и не можем объяснить себе, каким — то чудесным образом продолжает существовать и развиваться, направился своей дорогой.
Правильно говорил старый воин: "Мудрость дарует воину посох, дабы он вправду победу добыл".
Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.