Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Тайна "повелителя зверей"
Рецензия Г.В.Попова

Автор: А.Ена

Дата: 2003.05.13

АРХИВ - история

 

Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены, если мы будем изучать их самоотверженно.

Н.К.Рерих

 

С маленькой квадратной пластины из обожженной глины сквозь тьму почти пятидесяти веков смотрит на нас бесстрастный лик человека, сидящего в позе для медитаций. Покой и сосредоточенность читаются в его облике. "Повелитель зверей" — знаменитая печать из Национального музея Индии в Дели.

Александр Ена,
кандидат географических наук, г.Симферополь

 

"Рогатый бог" из Хараппы

"Уже давно внимание ученых привлекает изображение на печати так называемого рогатого бога, сидящего на троне или земле. Своеобразна его поза — ноги как бы прижаты к телу, пятки соприкасаются — типичная йогическая асана. На голове божества два рога, между ними дерево, окружают его тигр, носорог, слон, зебу" — так описывается в литературе эта небольшая терракотовая печать, обнаруженная при археологических раскопках одного из двух известных нам городов древнейшей цивилизации долины Инда — Хараппы, руины которого находятся в пакистанской провинции Пенджаб.

"Повелителем зверей" называют изображение на печати член научного совета Американского музея естественной истории профессор антропологии Уолтер А. Ферсевис-младший. Надпись на ней он трактует так: "Черный, Черный Буйвол, Высокий, Господин Вождей". Некоторые исследователи обнаруживают в "рогатом боге" немалое сходство с индуистским Шивой и считают, что это одно из первых изображений йоги, причем главным аргументом их версии служит характерная поза бадрасана ("тронная поза").

Так чей же облик дошел до нас почти через 5 тыс. лет? Попробуем поискать ответ в совершенно неожиданной области — в истории зарождения и развития боевых искусств Восточной Азии.

По следам Бодхидхармы

Традиционно принято считать: классические боевые искусства Востока, интерес к которым в мире сейчас стремительно растет, сформировались в китайской провинции Хэнань, на берегах Желтой реки. Именно здесь, в монастыре Шаолинь ("молодой лес" — кит.), как свидетельствуют предания и легенды, в VI веке получила развитие уникальная, эффективнейшая система приемов рукопашного боя, обретшая впоследствии столько различных имен: кэмпо, кунг-фу, каратэ... Появление этого грозного искусства (а может быть, и науки?) неразрывно связано с именем индийского монаха-миссионера, основателя чань буддизма в Китае. Звали его Та-Мо, известен он и как Дарума Тайши и Бодхидхарма. Не исключено, что он был весьма знатного рода, а потому хорошо знал индийскую борьбу вадж-рамукти — приемы владения оружием.


Символическое изображение
Хоп-Гар Ламы.

Специальные упражнения, с которыми Та-Мо познакомил монахов Шаолиня, по мнению ряда современных исследователей, являлись не чем иным, как йогическими асанами; другие же, не без основания, считают, что скорее всего это были приемы борьбы или же их ритуальные имитации. Тем более что со временем монахи Шаолиня стали широко известны во всей провинции как непобедимые кулачные бойцы.

Нельзя сказать, что до появления в Китае Та-Мо здесь не было боевых искусств. В древнекитайских хрониках неоднократно ссылаются на книгу под условным названием "Кунг-фу", написанную предположительно в 2698 году до н. э. В дальнейшем китайская национальная система гимнастики была в значительной степени усовершенствована и дополнена легендарным врачом древности Хуа-То, жившим в III веке. В основу его системы, известной под названием "би цзинь чжи", легли движения, подмеченные у различных животных и птиц: обезьяны, журавля, медведя и оленя. Позднее к ним добавились символические движения змеи, крысы, коня, богомола, а также мифического дракона, аналогии которых при тщательном сравнивании можно обнаружить в большей части современной системы кунг-фу — синтеза китайских искусств рукопашного боя.

Так какое же искусство и какое знание принес в Китай Бодхидхарма? Для этого предлагаю обратить внимание на пограничную с Индией область Китая — Тибет, куда одновременно с буддизмом монахи-проповедники занесли знания боевых искусств. К сожалению, до нас дошли только их отдельные фрагменты. Одним из ортодоксальных стилей, представленных сейчас в наиболее полном, целостном виде, является так называемый Хоп-Гар Лама. Группы приемов, представленных в нем, носят названия школ: Будды, Белого Журавля, Змеи, Тигра и Обезьяны.

Среди известных нам древних изображений тибетских лам одно, символизирующее стиль борьбы и несущее в себе, по всей видимости, зашифрованное знание, поражает своим сюжетным сходством с "рогатым богом" из Хараппы. Не здесь ли скрывается разгадка терракотовой печати?

Вглядитесь: та же поза, то же возвышенное сиденье, вокруг животные — змея, тигр, журавль, обезьяна. Внизу — схематические рисунки двух драконов (на хараппской печати — два козла). На тибетском изображении животные, безусловно, символизируют школу борьбы. Если попытаться аналогично интерпретировать хараппскую печать, то что могут обозначать животные на ней? Тоже школы борьбы?

Например, слон. Разве среди многочисленных направлений кунг-фу есть школа Слона? Оказывается, есть! В ряде штатов Северной Индии, в самых предгорьях Гималаев, до сих пор сохранились отрывочные знания об этом древнем стиле борьбы. Боец имитирует до некоторой степени стилизованные движения животного, при этом выставленные вперед кулаки работают как бивни, а нога, совершающая хлещущие удары перед собой, — хобот. Это искусство малоизвестно, почти утеряно. Отдельные его формы были продемонстрированы автору этих строк в 1982 году индийским студентом Симферопольского госуниверситета имени М. В. Фрунзе Амитавой Митрой.


Рисунок на шелке:
врач Хуа-То, собирающий
лекарственные травы.

Тогда что же — объяснение изображения "рогатого бога" как йоги не подходит? Вероятнее всего, нет. Вспомните хотя бы шлем, украшенный рогами. Разве йогу нужен шлем и тем более одежда, больше похожая на боевую кольчугу с острыми шипами у локтей и запястий, как у членов тайных сект ниндзя в средневековой Японии? Обратите внимание на поразительное сходство шлема "повелителя зверей" со шлемом средневекового японского самурая. Наконец, можно привести слова известного мастера и популяризатора боевых искусств Востока во Франции Роланда Хаберзетцера из его энциклопедии

"У-шу" (кунг-фу)": "...в 2500 году до нашей эры впервые упоминается о борцовском приеме, довольно примитивном и варварском, состоявшем в том, чтобы проткнуть противника, нанося ему удары шлемом, украшенным рогами. Этот прием назывался готи, или чиаоти..."

А черная одежда ламы более всего ассоциируется с символикой одного из трех течений ламаизма, а именно его "черной" ветвью бон-no, на основе которого, очевидно, и базировались изначально боевые искусства. Вспомните расшифрованную надпись на харапп-ской печати: "Черный, Черный...".

Так кто же все-таки изображен на маленькой печати из Хараппы? "Рогатый бог", "Повелитель зверей", первый йогин Шива или это символический образ древнейшей из школ боевого искусства, тесно связанной с мистическими обрядами "черной веры"? Даст ли Хараппа когда-нибудь ответы на эти вопросы?

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Сделанное автором статьи предположение о том, что терракотовая печать с изображением "рогатого бога" из Хараппы является зашифрованным символом одного из первых систематизированных стилей боевого единоборства в Индии, не лишено интереса.

Большинство исследователей восточных единоборств согласно в том, что родиной их является Индия. Однако аргументация автора не позволяет считать его гипотезу приоритетной. Такое же право на существование имеют и другие предположения.

Относительно принесенного в Китай Бодхидхармой искусства, то оно достаточно известно под названием "восемнадцать движений рук архатов", а связи их с древнеиндийскими видами борьбы весьма гипотетичны. И тем не менее каждая версия имеет право на существование. Материал статьи будит у читателя интерес к истории Востока, и уже одно это делает ее публикацию вполне оправданной.

 

Герман ПОПОВ,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник

Института востоковедения

АН СССР


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanritclub.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru