Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Формальные комплексы-ката, практикуемые в Школе Мастера У Таунг Дина — нужны ли они?
(мысли, цитаты, попытки осмысления...)

Дата: 2004.11.11

 

"Полнота осведомлённости даёт не только силу,

но и реальную возможность выбора".

 

В нашей Школе "Шанги-Чой-Шанги, стиль Мастера У Таунг Дина" существуют различные формальные комплексы (ката).

Для того, чтобы эти комплексы практиковались правильно и осознанно, следует понимать, для чего каждый из них предназначен. Непонимание этого, действительно, превращает все тренировки в истинно формальные упражнения.

В своё время, когда после первого посещения штаб-квартиры в Мьянме, были получены рекомендации по тренингу ката каратэ (О.А. Сагоян и И.И. Никишов), многие, практикующие Школу в нашей стране, восприняли эту перспективу крайне негативно. В их числе был и я, поскольку считал себя адептом только этой школы и никакой больше, и изучение ката каратэ считал просто потерей времени. Но требования Главы Школы, мастера У Таунг Дина и его приемника, мастера У Нюнт Дина, перед посещением штаб-квартиры пришлось выполнять. Не скажу, что это было для меня очень трудно, поскольку раньше изучал каратэ и восстановить формальные комплексы-ката было лишь делом времени. Теперь, по прошествии стольких лет, могу сказать, что изучаю их до сих пор. И с большим удовольствием! Более того, Глава Школы и старый Мастер, видя моё стремление к изучению большего количества техники, начали передавать мне школьные комплексы, которые практиковал сам Мастер У Таунг Дин.

Скажу прямо, что для меня было и неожиданно, и приятно одновременно, когда мастер У Нюнт Дин сказал: " Виктора легко учить, он понимает, что делает"!

Теперь уже, когда мы вместе с моими учениками практикуем переданные комплексы по нескольку лет, можно с уверенностью сказать, что в этих комплексах зашифровано очень-очень много информации. Раскладывая эти комплексы по времени, лишний раз убеждаешься в мудрости преподавания — складывается отчётливая методологическая картина. Может быть, сами мьянмарские мастера и не осознают этого, а для нас, европейцев, определённо видна цельная, продуманная система тренинга и подготовки бойца.

 

Перечислим все комплексы, известные нам в настоящее время:

  1. Базовые комплексы:

    - "combine — kata" №/№ 1-5;

    - шанская техника (на кубиках или столбах — 4,5,9,12 form / ban do/ chun ( кот);

    - базовая ката №1- "Сань-Хуан-Фа" — "Три владыки";

    - базовая ката №2- "Разрушение старого и формирование нового";

    - базовая ката №3 — неизвестна;

    - базовая ката №4- "Слушание дыхания" (название известно от Г.В.Попова, форму следует уточнять).

  2. Китайские ката:

    - "Клыки тигра" — SIFU;

  3. Индийские ката:

    - "Ката зверей" — SALARA;

    - "Все цветы" — GONTHA;

  4. Дыхательные и медитативные комплексы:

    - "Тен-шо" — TEN-SHO;

    - "Санчи" — SANTIN;

    - "Старый-молодой" — OLD-YANG TAICHI.

  5. Прикладные комплексы:

    - техника с короткой палкой (формы №/№ 1-2);

    - техника с длинной палкой — " Семь башен стражи";

    - техника с шестом — ката от мастера У Кхин Хлайнга (без названия);

    - техника с мечом (формы — дыхательная, №1, №2) -KENDO;

    - техника с пикой ( шанская форма);

    - техника с бирманским мечом и двумя мечами ( базовые формы и ката-фристайл) — KHOKE KHAT KNIFE DANCE BASIC № 1-3;

  6. SHAN GYI HAND ATTACK DANCE № 1-2.
  7. Также рекомендуется в начальных группах изучать технику ката каратэ.

 

Более высокие уровни каратэ, как нам говорили, как бы не обязательны, но при этом все инструктора, работающие в штаб-квартире, их прекрасно выполняли.

 

К сожалению, очень часто можно слышать мнение о том, что комплексы — ката не нужны для "истинного" боевого искусства. Под "истинными" боевыми искусствами здесь подразумевается "реальный" поединок — проще говоря, обыкновенная драка, которую поединком назвать никак нельзя. Так вот сторонники данной "истинности" и отрицают практику ката — якобы, данная методика не способствует навыку качеств для реального боя. Как же они заблуждаются!

Что, во-первых, даёт нам практика ката? Прежде всего, это эмоциональная уравновешенность. Думаю любой, посещавший залы боевых искусств легко отличит по выполнению комплексов — ката новичка от мастера. Новичок будет всегда стремиться побыстрее выполнить весь комплекс, не думая о содержании и смысле каждого технического действия — для него важнее всего выполнить внешнюю форму. Мастер же — демонстрирует внутренний смысл техники, свои чувства и умение этими чувствами руководить.

Во-вторых, понимая, что ката — это комлексы техник защиты и нападения — следует уметь контролировать себя как при защите, так и при атаке противника. Согласитесь, что при этих действиях ваше сердце может биться — либо от страха, либо — от радости. В результате можно утверждать, что комплексы — ката — это способность контролировать свой сердечный ритм.

Думаю, что каждый практикующий БИ согласится с тем, что через контроль своих эмоций можно и нужно контролировать свой сердечный ритм. Чем он (ритм сердца) ниже, тем — лучше. Волнение всегда ухудшает координацию.

В-третьих, ката даёт возможность выплёскивать свои имоции. Как? Через крик! Рекомендую обратить внимание на крик, именно как на выплёскивание эмоций и достижение внутреннего спокойствия. Только при условии внутреннего покоя, можно двигаться в прогрессивном направлении.

Ката — это язык тела. И, как " язык есть сконцентрированная мудрость группы людей", так и ката есть сконцентрированная мудрость мастеров боевых искусств. Когда вы изучаете ката постоянно, вы становитесь наследником тех знаний многих мастеров, живших до вас.

 

В предыдущих своих публикациях ("Технические особенности Шанги" и "Ката — наука мастеров о методах совершенствования энергии") я уже высказал свою точку зрения на комплексы — ката.

Уже не раз говорилось, что в Школе практикуются комплексы — ката из других стран. Это индийские, китайские, японские и шанские ката. В предыдущих публикациях кратко были рассмотрены их основные характеристики:

Японские ката. Чёткость схемы. Некоторая упрощённость, рассчитанная на массовое обучение. Яркая граница между расслабленностью и концентрацией. Строжайшее следование каждому элементу.

Китайские ката. Сила в сочетании со скоростью. Мощь рождается из дыхания. Первоначально — дыхание. Отсюда вытекает всё остальное. Нет дыхания — нет ката.

Индийские ката. Расслабленность в сочетании с мгновенной концентрацией. Успокоенность и взрыв. Волна за волной. На вид совсем не боевая техника, в бою оказывается настолько эффективной, что противостоять очень трудно.

Шанские ката. Очень скоростные движения. Постоянные движения рук в различных, постоянно меняющихся плоскостях. Мгновенные, непредсказуемые смены направлений. И это при максимальной расслабленности и мгновенной концентрации в необходимый момент времени.

Когда смотришь на старого Мастера, исполняющего ката, трудно не восхититься. Мягкость, плавность, расслабленность, постепенно накапливающие мощь, и вдруг, микро-пауза, наполненная громадной силой. Остановить эту силу нельзя, невозможно. Ею надо управлять. И тут видишь и чувствуешь, что внутреннее и внешнее соединяется в этом миге в одно целое, ощущаешь одну общую точку, лежащую на границе двух миров. И всё выполняется в виде танца, но это боевой танец.

Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что основа техники Шанги — искусство боя с оружием. На этой же основе строится и техника боя без оружия. Схемы движения практически одинаковы, отличия только в специфике применяемого вида оружия".

... "Короткая палка — позволяет делать захваты, удары, броски противника, учитывая силу и направление его движения. То есть, нет возможности схватить его руками, надавить пальцами, зацепиться за что-нибудь. Есть только сила и направление атаки противника. Следует изучить работу каждой части тела, каждого сустава, чтобы использовать инерционные силы для достижения превосходства. Кроме этого, данная техника учит правильно занимать позиции и правильно передвигаться. А в дальнейшем — при минимальном контакте с противником, уходить от его атак.

Индийский шест — отработка быстрых вращательных движений корпуса, сложная работа руками — при постоянно меняющихся плоскостях траектории шеста. Постоянный контроль дистанции. Использование различных видов атак и блоков. Самое трудное — поражение болевых точек на длинной дистанции уколами (требуется отличный глазомер). Кроме этого, необходима большая физическая выносливость и скорость мышления.

Японский меч — рациональность движений. Каждое движение осмысленно. Каждое движение — поверженный противник. Отличный способ совмещения движений тела и дыхания. Отработка дистанции, времени начала движения, бесстрастного владения собой в поединке.

Парные бирманские мечи — работа одновременно двумя руками, против нескольких противников, в непосредственной близости (поскольку мечи короткие). Требуется умение грамотного манёвра и отличной координации — при этом используется техника ударов ногами, прыжки, кувырки, падения, подъёмы из положения лёжа.

На первый взгляд, какое разнообразие техники! Чуть позже этот фейерверк техник сменяется вопрсами: А можно ли всё это выучить и, как потом всё это применять, если все техники разные? Так вот, при изучении стиля мастера У Таунг Дина сталкиваешься с таким феноменом, что при постоянной практике изучаемого материала перестаёшь различать все стили — они сливаются между собой и образуют Единую органичную боевую систему".

"Вы всегда будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет замечать эти ответы" — и итог, демонстрация "ката — фристайл" под музыкальный аккомпанемент (с оружием и без оружия) и "поединок-танец" с противником, тоже под музыкальное сопровождение. Данный метод — это умение войти в определённое состояние, найти тропинку, которая выведет тебя на Путь, связывающий нас с Мастерами древности. Ката- фристайл — это, как блюз — весь мир между нот."

Всё это уже было, и время только подтвердило то, что я правильно понимал необходимость изучения комплексов.

Спарринг — это чувственное восприятие техники. Ката — это постоянный тренинг своей чувствительности и умение комбинировать различные ощущения.

 

В комплексах — ката — некоторые движения повторяются по несколько раз.

Правильностью движения может являться тот факт, если движение может быть выполненно многократно (некоторое количество раз подряд и без остановки). При этом могут быть использованы и различные направления движени, и различные перемещения. При этом скорость выполнения движения, как минимум должна сохраняться той же, но ни сколько не уменьшаться с течением времени исполнения (применения техники). Тогда эти движения можно считать пригодными для использования в длительном бою. Обычно, это массовые сражения, а не индивидуальные поединки. В боях один на один — предпочтение следует отдавать оригинальности и непредсказуемости технических действий.

Следует осознать тот факт, что простота движений — это и есть искомый ключ к истинным, боевым техникам.

При изучении комплекса следует смотреть не только на внешнюю форму, но и в суть как самого отдельного движения, так и в суть всего комплекса. При изучении бовых искусств, требуется как гибкость тела, так и гибкость ума и психики. Не стоит быть категорично прямолинейным. Знания могут приходить к вам в любом виде, в любой форме. "Странности" не должны вас удивлять. Следует быть более чуткими.

 

При изучении начальных ката — "Combine-kata" — отнеситесь к этой технике с максимальной серьёзностью.

Несмотря на некоторую видимость простоты движений при изучении начальных комплексов — ката, ваша задача направлена на дисциплинирование вашего мышления.

Да, некоторые формы кажутся простыми, элементарными, и совсем не боевыми. Так попробуйте проявить свою фантазию и сделайте каждое движение с максимальной отдачей. Ну, просто хотя бы поиграйте в настоящий бой! И вы сразу почувствуете и увидите, что это совсем не простые и элементарные движения, имитирующие приёмы. Добавьте внутренней энергии — кричите при проведении атаки и активно дышите при защите — хватит ли у вас сил доделать эту "элементарную" форму до конца и выйти с помоста с достоинством воина?

"Реальность, созданная массовым сознанием вашего измерения, основана на мировосприятии отделённости, и её ограниченные обитатели до сих пор относятся друг к другу с осуждением, порождая всё большую дисгармонию во всём мире" — может быть, подобная мысль была у создававших и практиковавших комбинаторный метод, а также и у Мастера Германа Попова, создавшего в России Школу ЧОЙ на основе знаний, полученных от Мастера У Таунг Дина?

Не отталкивайтесь от естественности движений, заложенных в старых комплексах, а наоборот, ищите в этих комплексах естественость, свою естественность.

 

Если отойти от общих характеристик, и ещё немного посерьёзнее взглянуть на комплексы — ката, то можно сделать для себя очередные открытия. Поблагодарим Мастеров, давших нам возможность радоваться благодаря своему постоянному труду.

Возьмём, например, ката с китайскими корнями — "Клыки тигра". Во-первых, сразу же бросается в глаза, что это — не известные практически всем техники тигра — "Когти тигра", а именно "Клыки тигра". Понимаю, что для новичка это практически одно и то же, но для мастера — очень важно заметить эту разницу. Мастер У Кхин Хлайнг специально делал на этом названии акцент. К сожалению, заметили мы его не сразу, но всё же мы вновь на верном пути.

Во-вторых, китайское название -SIFU — обозначает "Учитель, Наставник ". (Многое зависит и от написания иероглифа!)

Трудновато бывает совместить "Клыки тигра" и "Учителя" в одном. Так чему же данный комплекс может научить нас?

Ответить философски с умным лицом: "Многому!" — это тоже самое, что ничего не ответить. Разбирать форму детально — только лишний раз запутать читателя, не знакомого с данным комплексом и не практиковавшим его. Поэтому, выберем срединный путь — обратим внимание в данное время только на самые видимые принципы, лежащие просто на поверхности.

Начало комплекса — движение по дуге с возвратом на исходную позицию. Ну что тут такого может быть серьёзного? Вся суть данного комлекса в этом маленьком кусочке перемещений! В данном случае, тигр не атакует первым! Он затягивает, заманивает, вытягивает противника на себя — а затем, резко оборачивается и встречает жертву.

Сразу же можно увидеть и принцип недеяния, и добродетели, и "принцип маятника". В дальнейшем эти принципы в данном комплексе развиваются всё больше и больше, становятся более очевидными — и всё это через увеличение амплитуды движений. Только прочувствовав суть данного комплекса можно использовать данную технику в реальном спарринге, где амплитуда будет сведена к минимуму, а скорость многократно возрастёт.

И что становится странным? Ты действительно при этом начинаешь ощущать себя тигром — бесстрашным, благородным, искренним, готовым к действию, ждущим. Перед тобой не противник, перед тобой — жертва. Психотренинг? Возможно. Может быть, что мы сейчас ещё многого и недопонимаем, но изучение этой Школы становится для меня всё более интересным и познавательным.

Следует задать самому себе вопрос: " Что есть ката — просто набор техник, или олицетворение Знаний всех тех, кто прошёл по этому пути перед нами?"

 

Следует отметить и тот факт, что комплексы — ката лучше всего выполнять в группе — это единая творческая энергетика. Если же вы выполняете комплекс самостоятельно, без своих товарищей, то вам необходимы полное самоотречение и вера. Если вы действительно желаете достичь мастерства, то вам необходимо правильно и чётко фокусировать свои мысли и, ещё более важное качество, это — безупречность намерения. Вы желаете стать мастером? Отлично! Только в данном положении вы должны отдавать себе полный отчёт в том, а зачем вам это звание, зачем эти знания, и что вы желаете исполнить на этом своём жизненном пути???

Если ваши намерения искренни и созидательны, то просто работайте и ждите, это будет полностью исполнено соответственно вашим намерениям как внешним, так и скрытым.

"Куда бы вы не поместили своё сознание, по всем вселенным, галактикам и измерениям — всё зависит от вашей фокусировки на том, чего вы хотите достичь, и куда попасть".

 

Лично для себя я понял, что изучение форм комплексов — ката и дыхательных комплексов, составляют цельную систему изучения Боевых искусств. Этот путь достаточно сложный во всех смыслах — как физически, так и умственно. Этот путь достоин исследования. Любая информация — это драгоценный дар в вашу собственную копилку.

Искусство — это красота. Следует в этих комплексах найти свою красоту, тогда они станут для вас искусством. И самое главное — искусство самодостаточно и никогда и никому ничего не должно доказывать.

Изучение боевого искусства наглядно демонстрирует вам, что предела совершенства нет, что практика БИ — это внутреннее желание человека жить в постоянном стремлении, на максимальной высоте своего духовного понимания этого мира (своего духовного потенциала).

"Однако подлинный дух БИ не имеет ничего общего с соревнованием за некое пустое превосходство. В чём может быть превосходство духа и над чем?"

 

"Духовное преступление — вы сами своими высказываниями исказили образ и помешали другому увидеть это таким, какое оно есть ."

Данная цитата только лишний раз подтверждает ответственность тех, кто преподаёт боевые искусства. Естесственно, что прогресс требует привнесения новых знаний. Но, эта новизна должна, во-первых, базироваться на знаниях предыдущих поколений; во-вторых, обязательно, кроме своего личного видения техники, инструктор должен ознакомить своих студентов с базовыми, формальными комплексами, практиковавшимися мастерами предыдущих поколений, и которые практикуются носителями знаний до сегодняшнего времени.

После этого можно приступать к личному творчеству. Это и будет техника "ката-фристайл". Каждый, кто серьёзно занимается изучением боевых искусств, должен сам создать свою ката. Но это относится только к мастерам — создавая свои комплексы-ката лично для себя, ученик становится единственным и неповторимым мастером боевых искусств.

 

Заключение

Вы хотите получить результат? Прежде всего вам следует научиться контактировать с источником информации. На самом первом этапе — это ваш инструктор, тренер, наставник, учитель. Всё это, по своей сути, названия одного порядка.

Не имея данного контакта, не имея стремления к этому, вся ваша деятельность бесполезна. Вы просто тратите своё драгоценное время.

Следует отметить, что стремление должно быть обоюдным, только инициатива должна исходить всегда от ученика, поскольку именно он заинтересован в результате своей деятельности. Учитель — это человек, уже прошедший определённую часть пути и получивший на данном этапе свой опыт. Ученик — это человек, стремящийся более правильно воспользоваться отпущенным ему временем, то есть съэкономить время для получения определённого опыта и информации, чтобы суметь эту информацию сделать ещё более совершенной и приспособленной для другого времени. Он сам ищет источник необходимой ему информации.

Но в этом существует скрытая ловушка для ученика. Можно искать долго-долго, и если не иметь результата, то можно обвинить в этом как своего наставника, так и любую систему. Многие на этом и останавливаются — это наилучший вариант оправдания самого себя. И он, ученик, идёт искать нового наставника. И, к сожалению, такая ситуация может повторяться многократно.

Возникает естественный вопрос — каким образом можно остановить этот процесс поиска? Ответить сразу невозможно, прежде всего потому, что следует понять, для чего ученику необходимы данные знания? И ответить правильно на этот вопрос может только один человек — сам ищущий Ученик.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

[ << Назад ]


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanritclub.ru

 

 


Публикация сообщений разрешена только в парольном режиме.

Пройдите идентификацию.

Если Вы еще не зарегистрированы, то можете пройти процедуру регистрации.

 

По вопросам: info@kanritclub.ru



[ << Назад ]

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru